И снова приветствую тебя, Дорогой Мой Друг, как и раньше хочу позвать тебя посетить дальние страны, пусть даже если это будет всего лишь виртуальное путешествие, но как говорят нейрофизиологи - для нашего мозга абсолютно нет разницы реально ли то, что мы видим или нет. Не могу с ними не согласиться, так как, к примеру, сны бывают очень и даже очень реальными.
Ну, что-то я слегка ушел от темы нашего нынешнего исследования, так что вернемся в первоначальное русло, и это будет — Тайский театр масок Кхон.
Прежде чем приступить к самим маскам, а мы с тобой , Дорогой Мой Друг, ради них собственно в Таиланд и направляемся, необходимо немного коснуться истории возникновения данного театра.
Как написано в исторических источниках, а мы доверимся им, театральное искусство, а если точнее, практические навыки в данной сфере, в той или иной степени, сиамцы (тайцы) переняли у индийского, яванского, малайского, кхмерского театров.
О происхождение слова Кхон специалисты до сих пор не пришли к общему мнению и есть несколько вариантов, но мне, Дорогой Мой Друг, больше нравится версия о том, что слово взято из кхмерского языка, что означало дословно - «ролевая игра». Естественно, я не настаиваю на этом, это мое личное предпочтение, но все же это очень близко к понятию «игра актеров в театре».
Итак, что было в древности покрыто пылью лет, но известно доподлинно, что именно в 17 веке при правлении 3-го короля Сиама Раме III или как его звали - Пораминтаре Махе Чессадабодиндре (годы правления 21 июля 1824 г.— 2 апреля 1851 г.) театр масок Кхон стал основным королевским развлечением. Именно Рама III задал достаточно серьезный вектор развитию этого театра, взяв его, так сказать, под свое крыло.
Теперь коснемся самого представления, которые исполняются в данном уникальном в своем роде театре. Здесь все достаточно просто, так как весь ассортимент пьес основан на эпосе Рамакиен, который, по своей сути и форме, является тайской интерпретацией индуистского эпоса Рамаяны. Собственно тут нет никакого секрета в том, что и литература и драматическое искусство Сиама и затем и Таиланда вдохновлялись, а где-то и полностью основывались на индийских легендах и сказаниях, но с переносом действия к себе и адаптацией под свои реалии.
Что касается актеров, то раньше все роли исполняли исключительно мужчины, позже роли героинь и богинь разрешено было исполнять женщинам, в наши же дни женщины могут уже исполнять более обширный спектр ролей.
Основными персонажами представлений Театра масок Кхон являются: Король Рама и его жена Сита, Брат короля — Лакшман, Владыка демон — Тотсакан со свим воинством демонов, а также, не последний в этом списке, Король обезьян Хануман с его воинством, соответственно, обезьян.
Актеры, играющие героев людей, чаще всего не используют маски, а все остальные персонажи обязательно используют красочные маски, о которых мы далее и поговорим поподробнее.
Хотя при изготовлении масок нет строгого канона и в различных театральных труппах маски одних и тех же героев могут несколько отличаться друг от друга, но тем не менее, есть и обязательные черты, которые должны быть присущи тому или иному персонажу.
Например, маска Ханумана всегда должна быть белого цвета. Клыки представителей армии демонов длинные и часто загнутые, а войны из обезьяньей армии имеют клыки подобные собачьим.
Кроме того, маски демонов также легко отличить по глазам: это либо глаза подобные пресмыкающимся, либо выпуклые, на выкате, как у рыб.
Если необходимо отличить главных персонажей от второстепенных, то для этого тоже есть хитрый нюанс — голова в короне/венце или голова без каких либо головных уборов, и таким образом все солдаты армий обезьян и демонов всегда имеют непокрытые головы.
В целом специалисты насчитывают более 100 разновидностей масок персонажей театра Кхон. И естественно то, что для нормального функционирования театра, были специалисты ремесленники, которые создавали маски в нужном объеме и более того, передавали свое мастерство и умение последующим поколениям мастеров, то есть была преемственность мастерства.
Что касается самих масок, то раньше их делали из древесины и глины, а затем раскрашивали и украшали различным декором (клыки всегда делали из слоновьей кости). Сейчас же мастера используют более современные и легкие материалы и технология очень схожа с созданием экспонатов из папье маше.
На сегодняшний день в Национальном музее в Банкоке хранятся маски театра Кхон, которым более ста лет, а даже есть маски созданные собственноручно королем Рамой II.
Вообще говоря о масках театра Кхон, то нужно обязательно отметить практически религиозное отношение к этим маскам, что собственно и понятно, так как они являются для тайцев не просто масками, а образами божеств, поэтому не является редкостью и поклонение самим маскам.
В заключение хочется отметить, Дорогой Мой Друг, что Театр масок Кхон без всякого сомнения является жемчужиной тайского театрального искусства, с неповторимым колоритом и непревзойденным антуражем, что конечно можно полноценно оценить, только воочию увидев все своими собственными глазами.
На этом мы закончим наш небольшой экскурс в королевскую театральную традицию Таиланда и отправимся дальше по миру в поисках новых неизученных масок.
До скорой встречи, Дорогой Мой Друг, не скучай!
Пока!
Фото взяты из открытых источников.