Найти тему

Театр масок при королях Таиланда

И снова приветствую тебя, Дорогой Мой Друг, как и раньше хочу позвать тебя посетить дальние страны, пусть даже если это будет всего лишь виртуальное путешествие, но как говорят нейрофизиологи - для нашего мозга абсолютно нет разницы реально ли то, что мы видим или нет. Не могу с ними не согласиться, так как, к примеру, сны бывают очень и даже очень реальными.

Ну, что-то я слегка ушел от темы нашего нынешнего исследования, так что вернемся в первоначальное русло, и это будет — Тайский театр масок Кхон.

Прежде чем приступить к самим маскам, а мы с тобой , Дорогой Мой Друг, ради них собственно в Таиланд и направляемся, необходимо немного коснуться истории возникновения данного театра.

Как написано в исторических источниках, а мы доверимся им, театральное искусство, а если точнее, практические навыки в данной сфере, в той или иной степени, сиамцы (тайцы) переняли у индийского, яванского, малайского, кхмерского театров.

О происхождение слова Кхон специалисты до сих пор не пришли к общему мнению и есть несколько вариантов, но мне, Дорогой Мой Друг, больше нравится версия о том, что слово взято из кхмерского языка, что означало дословно - «ролевая игра». Естественно, я не настаиваю на этом, это мое личное предпочтение, но все же это очень близко к понятию «игра актеров в театре».

Итак, что было в древности покрыто пылью лет, но известно доподлинно, что именно в 17 веке при правлении 3-го короля Сиама Раме III или как его звали - Пораминтаре Махе Чессадабодиндре (годы правления 21 июля 1824 г.— 2 апреля 1851 г.) театр масок Кхон стал основным королевским развлечением. Именно Рама III задал достаточно серьезный вектор развитию этого театра, взяв его, так сказать, под свое крыло.

-2

Теперь коснемся самого представления, которые исполняются в данном уникальном в своем роде театре. Здесь все достаточно просто, так как весь ассортимент пьес основан на эпосе Рамакиен, который, по своей сути и форме, является тайской интерпретацией индуистского эпоса Рамаяны. Собственно тут нет никакого секрета в том, что и литература и драматическое искусство Сиама и затем и Таиланда вдохновлялись, а где-то и полностью основывались на индийских легендах и сказаниях, но с переносом действия к себе и адаптацией под свои реалии.

Что касается актеров, то раньше все роли исполняли исключительно мужчины, позже роли героинь и богинь разрешено было исполнять женщинам, в наши же дни женщины могут уже исполнять более обширный спектр ролей.

Основными персонажами представлений Театра масок Кхон являются: Король Рама и его жена Сита, Брат короля — Лакшман, Владыка демон — Тотсакан со свим воинством демонов, а также, не последний в этом списке, Король обезьян Хануман с его воинством, соответственно, обезьян.

Маска короля обезьян Ханумана в головном уборе - короне
Маска короля обезьян Ханумана в головном уборе - короне

Актеры, играющие героев людей, чаще всего не используют маски, а все остальные персонажи обязательно используют красочные маски, о которых мы далее и поговорим поподробнее.

Хотя при изготовлении масок нет строгого канона и в различных театральных труппах маски одних и тех же героев могут несколько отличаться друг от друга, но тем не менее, есть и обязательные черты, которые должны быть присущи тому или иному персонажу.

Например, маска Ханумана всегда должна быть белого цвета. Клыки представителей армии демонов длинные и часто загнутые, а войны из обезьяньей армии имеют клыки подобные собачьим.

Маска короля обезьян Ханумана
Маска короля обезьян Ханумана

Кроме того, маски демонов также легко отличить по глазам: это либо глаза подобные пресмыкающимся, либо выпуклые, на выкате, как у рыб.

Если необходимо отличить главных персонажей от второстепенных, то для этого тоже есть хитрый нюанс — голова в короне/венце или голова без каких либо головных уборов, и таким образом все солдаты армий обезьян и демонов всегда имеют непокрытые головы.

Маска демона театра Кхон
Маска демона театра Кхон

В целом специалисты насчитывают более 100 разновидностей масок персонажей театра Кхон. И естественно то, что для нормального функционирования театра, были специалисты ремесленники, которые создавали маски в нужном объеме и более того, передавали свое мастерство и умение последующим поколениям мастеров, то есть была преемственность мастерства.

-6

Что касается самих масок, то раньше их делали из древесины и глины, а затем раскрашивали и украшали различным декором (клыки всегда делали из слоновьей кости). Сейчас же мастера используют более современные и легкие материалы и технология очень схожа с созданием экспонатов из папье маше.

На сегодняшний день в Национальном музее в Банкоке хранятся маски театра Кхон, которым более ста лет, а даже есть маски созданные собственноручно королем Рамой II.

Вообще говоря о масках театра Кхон, то нужно обязательно отметить практически религиозное отношение к этим маскам, что собственно и понятно, так как они являются для тайцев не просто масками, а образами божеств, поэтому не является редкостью и поклонение самим маскам.

-7

В заключение хочется отметить, Дорогой Мой Друг, что Театр масок Кхон без всякого сомнения является жемчужиной тайского театрального искусства, с неповторимым колоритом и непревзойденным антуражем, что конечно можно полноценно оценить, только воочию увидев все своими собственными глазами.

На этом мы закончим наш небольшой экскурс в королевскую театральную традицию Таиланда и отправимся дальше по миру в поисках новых неизученных масок.

До скорой встречи, Дорогой Мой Друг, не скучай!

Пока!

Фото взяты из открытых источников.