Найти тему

Проблема авторства Шекспира: всё было совсем не так.

В удивительное время мы живём, джентльмены, смею вас уверить! Сколько себя помню, нет нет, да вставала вопрос про Вильяма нашего Шекспира: сам он писал свои сонеты-пьесы или вовсе не сам.

Отрицатели авторства Шекспира чего только не придумывали. То всё написала королева Елизавета в редких перерывах между перепиской с Иваном Грозным, разборками с католиками и блуднями с пиратами. То автором назывался сэр Фрэнсис Бэкон, который выкраивал для творчества мгновения, когда не разрабатывал современный научный метод, не выступал в парламенте или не набивал мёртвых кур снегом (через что и помер!).

Портрет неизвестного студента Кембриджского колледжа Тела Христова работы неизвестного художника. Предположительно изображён Кристофер Марло.
Портрет неизвестного студента Кембриджского колледжа Тела Христова работы неизвестного художника. Предположительно изображён Кристофер Марло.

А ещё среди кандидатур назывался Кристофер Марло. Очень занятный персонаж. Авантюрист, фальшивомонетчик, колдун, содомит, поэт и сверхпопулярный драматург, кроме того, агент Тайного королевского совета (шпион!) -- всё это великолепие поместилось в 29 лет жизни. Он был убит при смутных обстоятельствах собутыльниками в кабаке. В это время Марло находился под следствием, которое могло вывести на его покровителей. Все его убийцы были оправданы.

По мнению конспирологов убийство было инсценировкой. Марло вывезли в Новый свет. Там он якобы и продолжил жизнь и творчество, а пьесы пересылал в Лондон, где их присваивал Шекспир.

Гравюра Мартина Друшаута, 1623 г.
Гравюра Мартина Друшаута, 1623 г.

Ну так вот! Всё на самом деле было не так. Ошиблись примерно все или все оказались правы.

Итак, лет пять назад Оксфордский университет затеял фундаментальное переиздание творческого наследия Шекспира с комплексным исследованием текстов. Кроме историков, искусствоведов и литературоведов в работе принимали участие специалисты по цифровым методам обработки текстов. Результаты удивили своей простотой и непредсказуемостью.

Оказалось, что Шекспир участвовал в написании пьес других авторов, но и в его произведениях есть куски, написанные коллегами. Для театра надо было писать быстро и много. Ну и представлений об авторском праве не было. Работу драматургов елизаветинского театра можно сравнить с трудом современных шоу-ранеров сериалов. Ребята много и плодотворно сотрудничали.

Пока Шекспир был молод и малоопытен, то писал отдельные сцены для более именитых собратьев по перу. К примеру, для Марло. Особенно хорошо ему удавались монологи. В свою очередь, войдя в зенит своей славы, Вильям и сам начал прибегать к труду литературных подрядчиков.

В ряду соавторов Шекспира, кроме Марло, можно перечислить Пиля, Мидлтона и Нэша.

Я вот теперь думаю, а как быть с кучей учённых званий и работ, написанных прежде? Куда денутся доктора и профессора, которых опровергли?