Нюансы подписания электронных договоров гражданско-правового характера, выбор электронной подписи, судебная практика — об этом и многом другом в нашей статье.
Бывают ситуации, когда компании пришли к соглашению, определили существенные условия, готовы подписать договор и приступить к его исполнению, но для этого необходимо получить свою копию подписанного договора, пересылка которого может занять недели. В подобных случаях контрагенты вправе заключить договор в электронной форме.
Согласно действующему законодательству (ст. 160 и ст. 434 ГК РФ) такой договор, подписанный электронной подписью, подтверждает намерения сторон и становится основой для дальнейших действий по его исполнению. В случае нарушения обязательств одной из сторон другая может обратиться в суд онлайн, отправив электронный договор с формой иска (см. Инструкцию).
Какую электронную подпись выбрать
Закон 63-ФЗ определяет следующие виды электронной подписи: простая (далее — ПЭП), усиленная неквалифицированная (далее — НЭП) и усиленная квалифицированная подпись (далее — КЭП). Для использования организациями ПЭП или НЭП необходимо заключить письменное соглашение о переходе на электронный документооборот. В нём прописываются следующие условия:
- признание обеими сторонами электронных документов юридически значимыми при соблюдении установленных сторонами правил;
- виды документов, обмен которыми будет осуществляться в электронной форме;
- перечень действий сторон при обмене документами, в том числе в случае форс-мажоров (например компрометации ключа электронной подписи одной из сторон);
- вид используемой электронной подписи;
- форматы направляемых и подписываемых файлов;
- данные об уполномоченных представителях сторон сделки и их действия при получении, проверке, подписании и отправке электронных документов;
- способ обмена и адрес (например, способ обмена — электронная почта, e-mail сторон, оператор ЭДО);
- иные условия, принятые контрагентами.
В свою очередь КЭП не требует заключения подобного соглашения. На практике в случае долговременного сотрудничества контрагенты заключают его для того, чтобы определить правила взаимодействия и обезопасить себя от негативных последствий.
Рекомендуем использовать КЭП по следующим причинам:
- в силу закона электронные документы, подписанные данным видом подписи, приравниваются к документам на бумажных носителях, подписанных собственноручной подписью;
- КЭП обеспечивает сохранность и неизменность содержания подписанного документа, позволяет достоверно установить личность подписанта;
- при её создании используются криптографические средства защиты информации, имеющие сертификаты соответствия требованиям ФСБ России;
- КЭП выдаётся аккредитованными удостоверяющими центрами, а с января 2022 года — государственными органами (ФНС России, ЦБ РФ, Федеральное казначейство) (подробнее о нововведениях см. статью).
Требуемые средства
Для подписания электронных договоров необходимо приобрести:
- криптопровайдер СКЗИ КриптоПро CSP версии 5.0 (годовая и бессрочная лицензии, бесплатный период — 90 дней);
- программу для подписания файлов КриптоАРМ ГОСТ (годовая и бессрочная лицензии, бесплатный период — 14 дней).
Как подписать документ электронной подписью с помощью КриптоАРМ ГОСТ - см. Инструкцию.
Подписанный договор в электронном виде можно направить другой стороне по электронной почте или через мессенджер.
Судебная практика
Небольшая подборка судебных решений, в которых суды принимали решение на основе электронных документов — доказательств по делу.
Определение ВС РФ от 11.02.2019 по делу № 303-КГ18-25135
ВС РФ отклонил кассационную жалобу администрации г. Хабаровска — администрация заключила договор аренды, который был подписан КЭП только арендодателя. Данный договор был представлен в Росреестр в виде электронного образа документа. В связи с этим суд округа пришёл к выводу о несоответствии представленных документов установленным требованиям и признал оспариваемый отказ в регистрации договора аренды законным.
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 26.03.2021 по делу № А37-408/2021
Общество заключило контракт (договор строительного подряда) с областной больницей в электронной форме. Проведённые работы больница оплатила частично на сумму 19 миллионов, задолжав ещё 17 миллионов. В связи с этим Общество обратилось в суд. В процессе судебного разбирательства больница признала исковые требования, поэтому суд удовлетворил иск полностью и постановил взыскать с учреждения здравоохранения основную задолженность, пени и прочие расходы истца.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2019 по делу № А40-38069/2019
Компании заключили агентский договор и договорились об электронном документообороте через оператора ЭДО. Документом, подтверждающим исполнение договора, являлся акт выполненных работ, подписанный КЭП. Истец выполнил свои обязательства по договору, но не получил оплаты, в связи с чем обратился в суд. В суде Ответчик указал, что документы руководством не подписывались, а также заявил об их фальсификации. Для разрешения спора привлекли оператора ЭДО, который предоставил надлежащим образом подписанные электронные документы. Требования Истца были удовлетворены в полном объёме.