Найти тему

Тепловоз ТЭ10 и его потомки

Приветствую всех на своём канале!

В 1958 году в Харькове на заводе транспортного машиностроения был произведён первый шестиосный двухкабинный односекционный грузопассажирский тепловоз с электрической передачей, получивший обозначение ТЭ10. Изначально на тепловозах устанавливали дизельный двигатель 9Д100, мощностью 3000 л.с., но в дальнейшем его поменяли на 10Д100.

Тепловоз 2ТЭ10Л
Тепловоз 2ТЭ10Л

Односекционный тепловоз хорошо управлялся с пассажирскими составами, но для грузовых поездов он был слабоват. И в 1961 году Харьковский завод транспортного машиностроения построил несколько двухсекционных вариантов тепловоза, получивших наименование 2ТЭ10. На базе этого локомотива в Луганске на тепловозостроительном заводе был создан тепловоз серии 2ТЭ10Л.

Тепловоз 2ТЭ10Л
Тепловоз 2ТЭ10Л

Осенью того же 1961 года в Луганске на базе этого локомотива был создан грузовой двухсекционный двенадцатиосный тепловоз с электрической передачей постоянного тока, общей мощностью 6000 л.с., (по 3000 л.с. в каждой секции), скорость тепловоза составляла 100 км/час. Тепловоз
получил обозначение 2ТЭ10Л. На тепловозе устанавливался однорядный, двухтактный, десятицилиндровый дизель 10Д100, с турбонаддувом. Данный двигатель является удачным продолжение дизеля 2Д100, который устанавливался на тепловозах серии ТЭ3. Тепловозы 2ТЭ10Л выпускались до конца 1977 года, за 18 лет было построено 7309 секций.

Тепловоз 2ТЭ10В
Тепловоз 2ТЭ10В

В 1974 году из стен завода вышел тепловоз 2ТЭ10В. В нём была улучшена конструкция. Появились новые удобные кабины машиниста с новым пультом управления, установлены бесчелюстные тележки, применены новые электронные системы. Дизель было решено оставить проверенный 10Д100. 2ТЭ10В производился до 1981 года и было построено 3162 секции.

Тепловоз 3ТЭ10М
Тепловоз 3ТЭ10М

В 1978 году был выпущен трехсекционный тепловоз 3ТЭ10В, не пошедший в серию. Но от трехсекционной конструкции решили не отказываться и реализовали её в тепловозе 3ТЭ10М.  Данный локомотив строился до 1990 года, за это время выпущено 1920 секций. Мощность тепловоза составляла 9000 л.с. С 1981 по 1990 год выпускался 2ТЭ10М, который являлся модернизацией тепловоза 2ТЭ10В. Было выпущено 4956 секций локомотива.

Тепловоз 2ТЭ10МК
Тепловоз 2ТЭ10МК

В 1981 году начинается производство тепловоза 2ТЭ10МК. На нём вместо двигателя 10Д100 устанавливался шестнадцатицилиндровый четырехтактный дизель 5Д49 производства Коломенского тепловозостроительного завода, мощностью 3060 л.с. Этим же двигателем во время модернизации оснащались тепловозы 2ТЭ10М, переименованные в 2ТЭ10У.

Тепловоз 2ТЭ10М
Тепловоз 2ТЭ10М

С 1983 года по 1987 для Байкало-Амурской магистрали (БАМ) было построено 25 четырехсекционных локомотива 4ТЭ10С. В девяностом году была выпущено 6 секций тепловозов 2ТЭ10С.

Тепловоз 4ТЭ10С
Тепловоз 4ТЭ10С

На сегодня всё. Всем спасибо за внимание, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал и до новых встреч!