Особенно ценные артефакты - с клеймом, их приходится разыскивать, как настоящим сыщикам.
Согласно легенде, после того, как обрушился один из домов в Санкт-Петербурге, император Николай I стал лично курировать возведение зданий.
Он утвердил трактат — указ «О мерах для прочной и качественной выделке кирпича».
Одним из пунктов было обязательное клеймение продукции. И за каждым таким клеймом находится личность: самая богатая наследница в России в начале XX века княгиня Юсупова, купец, старообрядец Громов, писатель Александр Верещагин…
В 1847 году казённое кирпичное производство перешло в частные руки купцов, крестьян, бывших военных, чиновников. Кто-то из них не смог проработать и года, а кто-то посвятил кирпичному делу всю свою жизнь. Их имена и фамилии увековечены в стенах Петербурга.
Тогда, по своим масштабам, строительство города было грандиозным. Не все дома соответствовали необходимым правилам и нормам. Поэтому клеймо, своего рода, было не только знаком качества, но и ответственностью застройщика.
В Крыму не так много зданий, построенных из кирпича. Но зато есть дома, покрытые черепицей изготовленной из местной глины на заводе Фрица Оттовича Шталя. Это был знаменитый на весь мир промышленник и предприниматель. Также он основал винзавод и торговую марку «Алькадар». Он занимался торговлей южнобережными винами.
Кирпичный завод промышленника находился недалеко от того места, где сейчас расположена библиотека.
Здесь хранится кирпич с инициалами «Ф. Ш.» и черепица с фирменным слоником и надписью «Севастополь. Алькадар. Ф. О. Шталь».
Казалось бы, по меркам коллекционеров около 300 предметов — это немного. Некоторые коллекции достигают и до 2 000 тысяч экземпляров!
Но между тем, общий вес экспонатов выставки довольно внушительный — 1,5 тонны. Автор коллекции — Максим Данилов из Санкт-Петербурга — собирал её около 7 лет.
Максим Данилов стал увлекаться необычным коллекционированием случайно. Этому поспособствовал его прежний интерес к советским и дореволюционным карикатурам, когда в поиске одной из книг с изображениями советского карикатуриста и графика Владимира Гальбы он знакомится в «Музее истории кирпича» с доктором технических наук, профессором Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета Всеволодом Инчиком.
«Тогда не особо обратил внимание на представленные там кирпичи, но, вероятно, увиденное отложилось в памяти. А спустя какое-то время я иду по городу мимо места, где копали канаву, и нахожу первый в моей коллекции кирпич с клеймом. Я его перевернул, осмотрел, и мне он понравился с художественной точки зрения. Он был измятый временем», — вспоминает Максим Данилов.
А вот для того, чтобы найти кирпич с клеймом «Верещагинъ», пришлось провести настоящую «сыскную работу». Автор коллекции провёл её после того, как в Сети нашёл информацию о кирпиче одного из краеведов.
Максим Данилов поехал в городок Луга, разыскал этого краеведа, от которого с большим трудом узнал о месте находки (обычно места нахождения не разглашают). Заветный артефакт удалось отыскать с не сразу.
«Сначала ничего не мог найти. Уже не верилось, что удастся. И вот смотрю: попадаются обломки с буквами «В», «Щ», «Е», — я воодушевился. Стал копать и нашёл этот кирпич. Когда выложил в Сеть — у многих был шок», — вспоминает Данилов.
По мнению коллекционера, этот кирпич, вероятно, произведён генерал-майором и военным писателем Александром Верещагиным, младшим братом известного художника-баталиста Василия Верещагина.
Не всегда кирпичные клейма были в виде фамилии или инициалов. Иногда это были просто знаки.
А эти экспонаты — «К.З.Ю» и «МГА» — связаны с именем княгини Юсуповой Зинаиды Николаевны, последней из рода Юсуповых, наследницей огромного состояния.
Князь Александр Михайлович писал о ней: «Женщина редкой красоты и глубокой духовной культуры, она мужественно переносила тяготы своего громадного состояния, жертвуя миллионы на дела благотворительности и стараясь облегчить человеческую нужду».
«Конечно, были известные династии — Кононовы, Захаровы, Балашовы, Лядовы. Крупные купцы и предприниматели владели и несколькими заводами. Но коллекционеру всегда интересны кирпичи небольших производств — ведь они могли существовать совсем недолго, переходить из рук в руки. Количество таких кирпичей ограничено. Конечно, такая находка более ценна, — отмечает коллекционер».
В случае, когда старинный кирпич с клеймом не удаётся идентифицировать, то начинаются новые поиски — откуда и кому мог принадлежать артефакт.
«Это азартно», — признаётся Максим Данилов.
Например, кирпич с клеймом «ЗПЛ» до сих пор не определён.
В коллекции есть не клеймённые кирпичи разрушенной стены Петропавловской крепости.
Кроме того, в экспозиции представлены огнеупорные кирпичи (в том числе привезённые в Санкт-Петербург из Англии и Швеции).
Некоторые сегодняшние экспонаты, произведённые за рубежом, были найдены не только в Северной столице, но и в Севастополе — в Инженерной бухте.
Поделитесь этой историей с друзьями.
ПОДПИШИТЕСЬ и читайте наш канал!