Малый бизнес в России дышит на ладан Предприниматели, которые еще недавно, беззаботно смотрели в будущее, задумались о том, как выживать в новых ковидных условиях. Бизнес уходит в интернет, при этом стоимость продвижения растет быстрее прибыли. Налоги и сборы растут, благодаря новым технологиям, контроль над движением денег, становится настолько эффективным, что становится страшно.
Еще недавно, строгость российских законов, компенсировалась необязательным их исполнением. Бизнес не платил налоги и «спал спокойно», с появлением во власти технократов, которые очень быстро разобрались в плюсах технологий, эта стратегия не работает.
Если еще недавно, у среднего и малого бизнеса были шансы урвать крошки с госзаказов, то теперь, даже эти небольшие деньги разобрали «по своим». Нет шанса стать поставщиком на большой объект, если у тебя нет нужных связей.
При такой не радужной ситуации, у бизнеса мелькнул луч надежды. В Россию приходят крупные китайские подрядчики, которые еще не «обросли» коррупционными связями. Так получилось, что практически все крупные стройки в сфере нефтегазового сектора в России выиграли китайские подрядчики. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, китайцы научились строить большие сложные объекты дешево и качественно.
Не стоит идеализировать китайских подрядчиков, даже у них есть кумовство и коррупция, но она носит другой характер, чем российская. Китайский подрядчик, примет от вас приглашение в дорогой ресторан и с удовольствием выпьет дорогой виски. При этом, когда вы сядете за стол переговоров, он будет продавливать вас по цене. Если вы предложите подарок, в надежде завысить стоимость контракта, подарок, скорее всего примут, но цену не поднимут.
Китайский закупщик искренне считает, что отработал ваши «знаки внимания» уже тем, что допустил вас к участию в тендере. Конкуренция в Китае настолько высока, что любой контракт – это победа. Китайцы используют связи для получения выгодных для себя условий. Выиграв контракт на строку в России, они заинтересованы в формировании пула надежных поставщиков по хорошим ценам.
Почему бизнесу в России интересна работа с китайскими компаниями. Рекомендация для китайского бизнесмена значит намного больше красивой визитки и каталога продукции, они смотрят на результат. У тебя может совсем не быть визитной карточки, но поставляемые тобой товары отвечают требованию, значит ты хороший поставщик. Вы должны понимать, если вы получили шанс на работу с китайской компанией и выполнили все условия контракта, вас будут рекомендовать дальше.
Интересный кейс, был в моей практике, когда мы помогли завести российского поставщика на китайскую стройку компании CC-7, контракт с другой крупной китайской компанией Sinopec мы подписали не глядя. Китайцы навели справки о поставщике, узнали, что он честно выполнил все обязательства и подписали контракт практически без правок.
Конкуренция нарастает, выживать становится сложнее и надо искать деньги там, где конкуренция еще не такая острая, как в других нишах. Мой опыт позволяет с уверенностью говорить о том, что стратегия работы с китайскими компаниями – это хорошая антикризисная стратегия. Сложность в понимании китайского бизнес менталитета, языковой барьер и другие сложности с коммуникациями, отталкивают российский бизнес от работы с китайцами. Там, где другие бояться, вы должны действовать.
Если вам интересны реальные кейсы, как заработать на китайцах, подписывайтесь на канал, оставляете комментарии, задавайте вопросы. Более подробную информацию можно получить на сайте Российско-китайского информационного хаба.
- Спасский Максим: эксперт по Китаю, Spassky.PRO КИТАЙ, член генсовета «Российско-Азиатского Союз производителей и предпринимателей», председатель в «Доме российско-китайской дружбы», руководитель департамента по международным связям со странами Азии «Всероссийского союза пациентов».