Найти в Дзене
Газета Жизнь

"Полгода в Москве работал на стройке за еду". Звезда проекта "Голос" Шарип Умханов об учёбе и приключениях в столице

Продолжение интервью с одним из самых ярких участников проекта "Голос" Шарипом Умхановым.

Часть 1

- Как Вы стали учителем музыки без образования?

- Для нашего села у меня было достаточно знаний. Я просто учил ребят играть на гитаре. Для тех мест это было невероятно круто. Я даже выставлял своих учеников на районные конкурсы. Почему я вообще туда пошёл? В 2001 году в Доме культуры был праздник, и устроили, как это водится, концерт. Мы же, молодые, любили выпендриваться. В общем, я играю на гитаре, пою, и ко мне подходит директор: «А ты не хочешь поехать учиться?» Я удивился, что есть возможность этому ещё и учиться: я ведь искал литературу, но никак у меня не получалось стать профессионалом без педагога. В селе была музыкальная школа, но на уровне «я покажу тебе три аккорда».

Шарип мечтал связать свою жизнь с музыкой
Шарип мечтал связать свою жизнь с музыкой

- В ней Вы и преподавали?

- Да, директор мне предложил: «Если у нас поработаешь год, то поедешь учиться». Он назвал зарплату гораздо больше, чем я получал на стройке. Плюс никакого шифера. Разгружать шифер – это, скажу я вам, ад. Вы даже не представляете. На следующий день у тебя болят лёгкие от пыли… Никакой защиты нам не выдавали: ни перчаток, ни респираторов. Мы жаловались нашему начальнику, но результатов не было.

- Сколько тогда зарабатывал грузчик в вашем селе?

- В 2000 году зарплата грузчика составляла 1000 рублей в месяц, потом 1100… Не слишком много! Отец, конечно, не дал бы мне умереть с голоду, но это был урок для меня. Он хотел, чтобы я прошёл школу жизни, и понял, в какой стране живу. Дети, которые выросли мажорами, редко становятся достойными людьми. Быстрее всего в Москве добиваются успеха те, кому чего-то не хватает в жизни, у кого есть амбиции. А когда у тебя всё есть, то зачем что-то делать? Например, ребёнок богатеньких родителей понимает, что, чтобы увидеть какого-то артиста, достаточно попросить папу. А мне нужно самому стать артистом, чтобы познакомиться с какой-то звездой.

- Ваш папа занимал высокую должность. Вы жили богато?

- Средне по сельским меркам, но у нас была советская машина. Тут вот в чём дело. Достаток в семье был неплохой, но отец нас не баловал. Чтобы Вы понимали, на первую игровую приставку, которую мне хотелось, я заработал сам. Сейчас стыдно признаться, но, чтобы подработать, я продавал не очень хорошие вещи – сигареты.

- Вернёмся к музыке. Вы попали в Дом культуры и начали преподавать там музыку… Так длилось три года, а не год, как Вам обещали. Верно?

- Да, меня долго кормили завтраками. Мол, завтра ты поедешь учиться. Потом я просто наплевал на это, пошёл в Министерство культуры и попросил направление от республики. И мне его дали… Представляете, до этого я был только в Дагестане, в Ингушетии и в Осетии, да и водили меня там везде за ручку, а тут большой город. Мне было 22 года, когда я приехал в Краснодар. Один. У меня был шок. Хорошо, что там жила моя сестра Яна – она и помогла мне разобраться, где университет и общежитие. Понимаете, у нас так: пока дети не захотят оторваться от семьи, родители водят их за руку. Я сам решил стать самостоятельным в этом вопросе. Но было страшно! В селе всё по-домашнему, все знают твою семью, отца. И пока ты не проявишь себя с плохой стороны, у тебя есть авторитет твоего отца. А здесь у тебя нет ничего…

- Как Вас собирали?

- Мне накупили много вещей на рынке в Хасавюрте. Моя первая брендовая вещь – это кроссовки «Абибас», а также китайские спортивки с рисунками. С собой мне дали жареную курицу, пирожки на дорожку и деньги. Я быстро всё потратил, а потом было страшно стыдно перед отцом: по тем временам 10 000 - это были большие деньги. Получается, всего за пару месяцев я спустил десять своих зарплат на стройке.

- На что потратили?

- Я приехал в общежитие и накупил всем всего: не хотел с пустыми руками вживаться в новый коллектив. Все эти сладости и вкусности парни быстро сожрали. А ещё я мог заблудиться в городе – не знал же первое время где и что – поэтому брал такси.

- Как Вы выжили?

- Первое время я не работал, да и, в принципе, работать было трудно во время учёбы. Были подработки в охране ресторана. Летом, когда я приезжал домой, работал на стройке. За два месяца дома я зарабатывал себе на обновление гардероба и на первые пару месяцев жизни в Краснодаре. В основном мне присылал деньги брат, когда понимал, что мне нужна помощь. С его зарплаты это была ощутимая сумма.

- Через год так случилось, что Вы потеряли отца. Какие наставления он Вам дал, когда Вы уезжали учиться?

- Сказал так: «Будешь каждый день писать по одному письму и докладывать всё». Я ответил: «Слушаюсь». Были и запреты, конечно, которые я потом перестал соблюдать, но родителям я, естественно, ничего этого не рассказывал.

- На 5 курсе Вы стали студентом года. За какие заслуги?

- Это был ежегодный конкурс, который проводился среди всех: танцоров, певцов и так далее. За победу давался телефон и стипендия. Но так как это был последний год, стипендию мне решили не давать. Мне сказали: «Разница между первым и вторым местами была небольшая, поэтому стипендию решили отдать другому». Однако моя подруга, которая участвовала в подсчете голосов, призналась, что разница была колоссальная. Мне бы эти деньги тогда очень помогли, но я не стал ничего требовать. Это мелочи жизни, которые делают тебя сильнее и показывают, кто есть кто. К счастью, со мной всегда были и есть хорошие люди.

- Учёба Вам легко давалась?

- Да! За исключением побочных предметов. Высшая математика, право – откуда это взялось? У нас, к сожалению, было много предметов, которые не имели к нашей будущей профессии никакого отношения.

- Правда, что однажды Вас назвали будущим Паваротти?

- Однажды, когда я учился на втором курсе, из Питерской консерватории в наш вуз на прослушивание приехала женщина, которая сказала мне, что может забрать меня к себе, если я потяну финансово. Учёба была бесплатная, но жизнь в Питере дороже, чем в Краснодаре. Но я не смог туда поехать, вот такой был облом, а ведь мне тогда сказали, что я чуть ли не будущий Паваротти.

Лучано Паваротти - один из самых выдающихся оперных певцов
Лучано Паваротти - один из самых выдающихся оперных певцов

- Каково такое услышать?

- Мне такое сказали впервые в жизни. Педагоги обычно с подколом так говорили: «А вот это наша звезда!».

- Кто Вы по образованию в итоге?

- Учитель музыки.

- В Москву Вы попали сразу после окончания вуза?

- Я приехал в Москву в октябре 2008 года. У меня даже билет сохранился.

- И вот Вы едете в плацкартном вагоне и знаете, что будущий Паваротти. Как с таким пониманием Вы опять устроились работать на стройку?

- Никто меня не ждал в Москве – нужно было чем-то заниматься, как-то зарабатывать, чтобы хоть ноутбук купить. Я хотел накопить денег и устроиться в ресторан работать, чтобы потом искать удачу на каком-нибудь корпоративе. Не было уверенности, что всё сразу получится. Поэтому я был готов ночевать хоть на вокзале, но заниматься тем, что нравится. В Москве много вариантов работы – где-то кидают, где-то платят. Меня кинули, но первое время у меня хотя бы было место, где поесть. Я строил развязку на Маршала Жукова и Народного ополчения, подземную часть. Мы вязали арматуру, подготавливали пространство для заливки бетона, таскали швеллеры, заливали пространство бетоном. Мы почти не видели солнца. Иногда мы не спали сутками – нас торопили. Сейчас я, конечно, понимаю эту схему. Поэтому с рабочими, которые, например, что-то делают у меня дома, я рассчитываюсь чётко. Отец меня научил, что нужно расплатиться с рабочим, пока у него не высох пот. Проработал я так полгода, жил то в бараке, то в старом общежитии, которое по документам вообще считалось заброшенным зданием.

- И за эти полгода Вы не получили ни копейки?

- Нет! Но нас кормили… Сказали, что потом за питание высчитают, но, похоже, высчитали вообще за всё.

- И там на стройке с Вами произошёл несчастный случай…

- Да, я сломал ногу. Приземлился прямо на палец, и пошла трещина. Зацепился за арматуру. Нога распухла. Меня отправили в больницу – врачи наложили гипс. Но даже когда его сняли, я не мог нормально работать. Через какое-то время приехали ребята, с которыми я учился в университете, и позвали в ресторан, где я спел для них пару песен, и это заинтересовало хозяев ресторана. Я стал зарабатывать и у меня быстро появились постоянные клиенты, которые бронировали столики, чтобы меня послушать.

Продолжение следует...

Из заключительно часть интервью с Шарипом Умхановым вы узнаете о том, как он познакомился с Григорием Лепсом, почему не смог стать победителем проекта "Голос", и работает ли диета от Александра Градского.

Автор: Юлия Ягафарова (@bianzel)