Найти тему
аластер Маквизард)

Соцреализм! Картины о социалистическом строе и сколько они стоят, в реалиях сегодняшнего дня? Мнение художника Маквизард.

Фото из  семейного архива  художника Маквизард, предоставлено  по согласованию с арт-агентами художника. Художник Аластер Маквизард в музее. Из готовящейся к изданию книги, очерки о художнике Маквизард и Москве - "Прогулки по любимому городу".
Фото из семейного архива художника Маквизард, предоставлено по согласованию с арт-агентами художника. Художник Аластер Маквизард в музее. Из готовящейся к изданию книги, очерки о художнике Маквизард и Москве - "Прогулки по любимому городу".

Художник Маквизард крайне не общительный человек. Или человек - загадка. Это мнение одного из его помощников. И потому нам приходиться, что бы составить статью о художнике, кроить из отрывков мнений почитателей его творчества, его знакомых. Возможно всё не так и даже наоборот с его мнением, однако, что нашли, то и печатаем.

- Однажды он рассказывал, говорит его знакомый Семён о художнике - Что особенного в перепродажах которыми занимаются многие художественные галереи ничего нового нет. - Торговля она и есть торговля, хоть ракетами торговать, хоть гвоздями, приёмы одинаковые, только специфика товаров разная. И торгуя картинами хоть поштучно, что вагонами необходимо качество товара. Плохой товар не покупается. То же и соцарт. Если картина выполнена грамотно, с соблюдением технологии в живописи она будет востребована. Если картина халтура, то и ничего не стоит. В советский период существовала целая индустрия производящая для отражения социалистического строя картины. Лучшие художники были задействованы в этом процессе. У них было великолепное образование, и художественное и общее, они проходили сложный путь становления в указанную нишу. Портреты вождей и вся важная атрибутика агитации как правило выполнялись так называемыми художественными фондами в которые принимались и работали художники лучшие из лучших. И где строго контролировалось скажем так качество работ и направленность тем, что бы художник, что либо не накосячил по незнанию или намеренно. Как пример: На одном фасаде швейной фабрики было выполнено огромное панно обращённое на большую улицу, Владимир Ульянов (Ленин) приветствует в улыбке и рукой незримого попутчика идущего, едущего по большому проспекту. Выполнено оно было исключительно грамотно с позиций художественных правил. Но приветствие в словах написанное под панно буквами величиной в человеческий рост было нонсенсом. Надпись гласила - Правильным путем идёте товарищи! Ильич как бы наблюдал действительность и одобрял путь развития трудового народа, завещания поколениям трудящихся строить коммунизм выполняется и он очень рад. Глупость несусветная была в этом лозунге. Вечером идут пьяные по улице гогочут, сам вождь пролетариата получалось одобрял их пьянку. Надпись конечно потом аннулировали, другое написали, что то из его цитат. Всё контролировалось партийными органами, структурами. Вождей рисовать возможно было только художникам прошедшим серьезный отбор. Сталина, Ленина, рисовали художники только имеющие разрешения. Это не было какое-то удостоверение или одна бумага, обычно это куча различных бумаг, согласований, тарифов. Обычно художники работали по тарифной сетке, самый высокий тариф(который присваивался художникам проверенным и профессионалам) предполагал и возможность рисовать вождей или видных партийных деятелей, политбюро. Художники не решались самостоятельно рисовать руководителей страны, это было чревато трагичными последствия. Опять же пример: В годы так называемых репрессий дедушка моей знакомой художницы нарисовал Сталина, так ему захотелось. Результате отсидел семь лет в лагерях. Быть художником после этого напрочь отпала. Страх передался семье этого человека, до сегодняшнего дня это табу о котором не рассказывают. Соцарт как сейчас именуют картины того периода, где кроме рисования вождей, воспевал идеалы, добра, справедливости, человеколюбия, братства. Сегодня это не только ностальгия людей живших в годы социализма но и надежды сотен миллионов людей стремящихся к этим идеалам. Конечно эти полотна востребованы и будут всегда необходимы эти идеалы. К тому же эта живопись очень качественная. Художники как правило были профессионалами, не были новоиспечёнными безграмотными в профессии выскочками, что во многом заметно в современном искусстве. Порою посмотришь на сцены как современники заявляют о себе и диву даешься. Трясут напоказ различными дипломами, участием в выставках как они заявляют мирового масштаба, а когда увидишь их работы воочию, желание наплевать на них не больше того. Каждый холст у них по их мнению шедевр, а холст то с плохим грунтом который лет через пять посыпется, нарисовано отвратительными дешевыми красками, сама картина набор цветовых пятен. Слон хоботом нарисует интереснее. Даже если картины напоминают реалистический посыл в живописи, что называется вылизаны до фотографической точности, они всё равно безделушки не более. В них нет творческого вдохновения, или проще сказать нет мотивов за что их можно полюбить.

- Мне понятны все процессы развитого социалистического общества как принято было тогда говорить и процессы в живописи того времени, я сам оттуда. Говорю со знанием дела, как то говорил Маквизард в споре с оппонентами. Он рассказывал - Как то отцу поручили выполнить большой заказ (отец художника заведовал большими художественными мастерскими в последние годы жизни), стеллу в центе столицы, высота с пятиэтажный дом. На панно основатель первого в мире социалистического государства Ленин и надпись "Партия, ум, честь и совесть наше эпохи". Трудились несколько бригад, сварщики, плотники не один месяц. Решающую стадию рисунок, выполняли мы с отцом. Ему все "печёнки" проели комиссии проверяющих прежде чем всё было одобрено. Объект простоял много лет, в годы смены формации общественного устрония, его снесли. Рядом расположенный магазин "Детский мир" в котором ассортиментом были детские игрушки и вещи переделали в "Макдональдс", рядом стоящую ткацкую фабрику сломали на её месте теперь торговый комплекс. Так же как до Октябрьской революции 1917 года теперь открыты торговые ряды с бутиками в которых роскошные товары для роскошных людей. Парадокс - всё вернулось к прежнему как до революционных событий, рабочие устроили фабрику после революции, после исчезновения страны СССР, фабрику снесли построили торговые ряды как было ранее.

Мораль или итог - живопись рожденная в годы социализма замечательная живопись и с точки зрения её профессионального исполнения как например холсты краски, профессионализм в исполнении, это реалистичная живопись часто в академическом исполнении. Подбор красок и материалов такой, что полотна ещё много лет сохранятся без изменений, цвета останутся естественными, краски не пожухнут, кракелюром полотна не покроются. И замечательны как идеалы к лучшему, во многом они кажутся утопическими, тем не менее стремление человечества к лучшему в них запечатлено. Скупать картины соцарта, торговать идеалами дело каждого индивидуальное. Однако пусть не надеются любители легких денег, что огребут миллионы. Всё лучшее в музеях, и коллекциях, остатки в плачевном состоянии на чердаках, свалках откуда иногда возвращаются в жизнь усилиями энтузиастов или более доступные в поисках для торгашества портреты вождей они всё ещё где то украшают стены подсобок в жеках или мастерских, "грустят" о былых временах, а может "сокрушаются" о дне сегодняшнем, под вечернее чоканье рюмок подвыпивших слесарей.

Портрет Владимира Ильича Ульянова - Ленина. Картина выполнена советским художником. Уникальная живопись высочайшего класса. Куплена художником Маквизард находиться в его личном собрании.
Портрет Владимира Ильича Ульянова - Ленина. Картина выполнена советским художником. Уникальная живопись высочайшего класса. Куплена художником Маквизард находиться в его личном собрании.

P.S. Если кому то всё таки непонятно из статьи, о том сколько же стоят картины соцарта то коротко в двух словах. Стоят дорого если, хорошая сохранность и исполнение картины и если есть у продавца таких картин люди с толстым кошельком готовые их покупать. Если ни того ни другого нет, ничего не стоят в денежном эквиваленте. На аукционах счет от тысячи долларов или евро. На стихийных барахолках портреты "вождей" от трех, пяти и до десяти тысяч рублей. Картины с изображением сцен социалистического труда и быта на барахолках редкость. По мнению художника Маквизард каждая картина созданные художником совместно с вдохновением бесценна. Примерно так.