Продолжаем обсуждать резонансные заявления ряда российских политиков (в первую очередь - министра обороны Шойгу) по поводу строительства новых городов в Сибири и на Дальнем Востоке.
Любой город - это люди. А людям нужна работа - по возможности хорошо оплачиваемая. Если власть ставит цель построить несколько городов общей численностью хотя бы 2 млн человек, то это означает, что необходимо создать хотя 100-200 тысяч "качественных" рабочих мест с большой добавленной стоимостью и хорошими мультипликаторами. Сами понимаете: авиационный завод дает одним мультипликаторы, а хлебокомбинат (при всей своей несомненной пользе) - совсем другие, куда меньшие...
И вот тут возникает вопрос: а что могут предложить федеральные и региональные власти и что могут предложить частные инвесторы?
Мы изучили инвестиционные паспорта и текущее состояние крупных проектов. в 4 регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири: Приморского края, Хабаровского края, Забайкальского края, Бурятии. Для анализа мы брали только крупные инвестиционные проекты - с объемом финансирования 5 миллиардов рублей и более. В общей сложности набралось 55 таких проектов. И - увы и ах - оптимизма прибавилось не слишком много. Почему? Читайте далее!
Итак, вот раскладка по регионам:
- Приморский край - 28 проектов
- Хабаровский край - 16 проектов,
- Забайкальский край - 7 проектов,
- Республика Бурятия - 4 проекта.
На первый взгляд - неплохо. В каждый регион готовы прийти инвесторы, в каждом регионе рассчитывают на деньги из федерального бюджета. Но если прочитать даже не паспорта и технико-экономические обоснования этих проектов, а хотя бы одни лишь их названия, то сразу становится понятно, что никакого бурного развития промышленности не предвидится, ведь большая часть проектов - это инфраструктурные проекты, которые вообще не создают постоянных рабочих мест (например, строительство дорог и дамб) и "сырьевые" проекты (горно-обогатительные комбинаты, шахты и пр.) или проекты, направленные на обслуживание ресурсной экономики (например, порты для перевалки угля или зерна). Добавим немножко статистики:
- Приморский край - 28 проектов: из них 3 инфраструктурных и 7 сырьевых,
- Хабаровский край - 16 проектов: из них 1 инфраструктурный и 2 сырьевых,
- Забайкальский край - 7 проектов: из них 4 сырьевых,
- Республика Бурятия - 4 проекта: из них 1 инфраструктурный и 1 сырьевой.
Безусловно, в строительстве горно-обогатительного комбината, на котором будут получать цветные металлы, или в строительстве терминала, где будут переваливать зерно, нет ничего плохого. Это тоже рабочие места. Но для обслуживания таких объектов вовсе не нужна строить крупные города, да и не поедут массово люди на Дальний Восток ради того, чтоб возиться в медном руднике или стоять в продуваемом всеми ветрами порту и контролировать процесс погрузки товаров на иностранные суда.
Хорошо, а какие еще крупные проекты будут реализовывать в указанных регионах? Довольно много проектов связано с выпуском базовых веществ/материалов (так называемый "первый передел"). Неважно, что именно будут выпускать - концентрат металла, сжиженный газ, простые удобрения или куриное мясо. Важно, что все это связано с низкотехнологичными процедурами и операциями, которые, конечно, создают добавленную стоимость, но все же не позволяют рассчитывать на большую прибыль. Таких проектов, надо заметить, довольно много:
- Приморский край - 28 проектов: 3 инфраструктурных, 7 сырьевых, 4 низкотехнологичных,
- Хабаровский край - 16 проектов: 1 инфраструктурный, 2 сырьевых, 6 низкотехнологичных,
- Забайкальский край - 7 проектов: 4 сырьевых, 2 низкотехнологичных
- Республика Бурятия - 4 проекта: 1 инфраструктурный, 1 сырьевой, 1 низкотехнологичный.
Разумеется, в разных регионах у разных проектов есть своя специфика.
- скажем, в Бурятии речь идет о строительстве обычной (пусть и крупной) бройлерной птицефабрики,
- в Забайкалье хотят поставить гидрометаллургический комбинат для получения концентратов молибдена и урана,
- в Хабаровском крае планируют создать несколько заводов для сжижения газа, а также (при участии китайских инвесторов) плантацию женьшеня и цех по его переработке,
- наконец, в Приморье хотят поставить завод азотных удобрений, крупный тепличный комплекс, а также морскую ферму для выращивания мидий и морской капусты.
Однако и на такие рабочие места людей заманить будет непросто. Ну сами судите, кто поедет из Европейской части России на Дальний Восток, чтоб заниматься получением урана, сжижением газа и выращиванием морской капусты?! На такое людей можно будет заманить лишь очень хорошим зарплатами, а про них почему-то ни политики, ни чиновники, ни инвесторы особо не говорят...
Но, может быть, есть еще какие-то по-настоящему крутые проекты - станкостроение, микроэлектроника, биотехнологии, та же авиация, наконец? Увы, нет. Самые крутые проекты - это металлургический завод и целлюлозно-бумажный комбинат на Дальнем Востоке и рыбный кластер в Хабаровском крае. В Забайкальском крае и Бурятии нет ничего сколько-нибудь напоминающего не что хай-тек и инновации, а хотя бы сколько-нибудь современное (кроме уже упомянутых выше урановых концентратов, чью значимость для атомной энергетики переоценить довольно трудно).
Все прочие проекты - это строительство бизнес- и торговых центров, отелей, туристских кластеров, индустриальных парков... Дело, конечно, полезное и нужное (людям нужны офисы, людям нужны курорты + это хорошо с точки зрения привлечения иностранных туристов, а также иностранных инвесторов), но опять же далеко не самое технологичное.
Да и заявленные проекты, надо заметить, будут реализовываться отнюдь не в пару ближайших лет. На создание многих объектов потребуется 3, 5 и даже 10 лет.
Увы, в международном разделении труда у России весьма скромная ниша - ниша страны-поставщика ресурсов. И на громадный Азиатско-Тихоокеанский рынок (где обитают Китай, США, Япония, Южная Корея, Индонезия, 100-миллионные Филиппины и почти 100-миллионный Вьетнам), Россия выходит как страна, предлагающая в основном полезные ископаемые (вроде газа и угля) и базовую сельско-, рыбо- и лесохозяйственную продукцию (вроде зерна и грубо обработанной древесины).
На самом деле так тоже можно жить (Австралия и Новая Зеландия тому доказательство), но вот вопрос: а почему же зарплаты наших трудяг-горняков и доходы наших фермеров при этом в 3-6 раз меньше?.. Как так выходит, что сверхприбыли оседают лишь в кармане очень узкого числа акционеров крупнейших предприятий?..
В статье рассмотрено лишь 4 региона Дальнего Востока и Восточной Сибири, но поверьте, что и в соседних областях и республиках ситуация не слишком отличается. Да, местами хотят строить гелиевые заводы, крупные солнечные и гидроэлектростанции, современные химические предприятия, но большая часть проектов связана с освоением месторождений нефти, газа, угля, цветных металлов, а также созданием железных дорог, нефтепроводов, морских терминалов для их вывоза.
Иными словами, на Дальнем Востоке и в Сибири бизнес может предложить гражданам далеко не самые привлекательные рабочие места в далеко не самых привлекательных отраслях и в далеко не самых привлекательных (с точки зрения климата или экологической ситуации, например) местах.
И на таком фоне власти говорят о строительстве новых городов на 300 тысяч, 500 тысяч и даже 1 миллион человек... Поразительно!
***