Найти в Дзене

Материалы. Программы для детей нарушением зрения. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями з

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I год обучения I. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира. 1.Развитие мелкой моторики. 2. Развитие осязательного восприятия пространства. 3. Развитие слухового восприятия пространства. 4. Развитие обонятельного восприятия. 5. Развитие зрительного восприятия пространства. II. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в мнкропространстве. 1 Ориентировка на своем теле и телах близких людей. 2. Ориентировка в микропространстве. III. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство. IV. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах. V. Развитие общей моторики. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке. VI. Совместная ориентировка со зрячими. Основные требования к умениям ребенка после I года обучения: § ориентироваться по схеме «тела»; § ориентироваться в групповых помещениях (раздевалка, спальня, игровая, туалет); § различать с помощью о

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

I. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.

1.Развитие мелкой моторики.

2. Развитие осязательного восприятия пространства.

3. Развитие слухового восприятия пространства.

4. Развитие обонятельного восприятия.

5. Развитие зрительного восприятия пространства.

II. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в мнкропространстве.

1 Ориентировка на своем теле и телах близких людей.

2. Ориентировка в микропространстве.

III. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство.

IV. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.

V. Развитие общей моторики. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.

VI. Совместная ориентировка со зрячими.

Основные требования к умениям ребенка после I года обучения:

§ ориентироваться по схеме «тела»;

§ ориентироваться в групповых помещениях (раздевалка, спальня, игровая, туалет);

§ различать с помощью осязания (ладонью, пальцами руки, подошвами ног) некоторые свойства окружающих предметов;

§ узнавать и локализовывать голоса знакомых людей, определять некоторых домашних животных и птиц по их голосам;

§ узнавать по запаху пищу, кабинет врача;

§ узнавать с помощью остаточного зрения очертания знакомых предметов и узнавать их в контрастном цветном изображении;

§ знавать предметы, наполняющие знакомое замкнутое пространство и знать их местоположение;

§ ориентироваться в игровой зоне, за столом во время еды, на индивидуальном фланелеграфе и листе бумаги при рисовании;

§ ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног, сохраняя при этом правильную позу;

§ владеть правилами" поведения при ходьбе в паре со взрослым и сверстником;

§ уметь моделировать жизненную ситуацию: игра «Семья»;

§ обращаться за помощью к взрослому.

II год обучения

I. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.

1. Развитие мелкой моторики.

2. Развитие осязательного восприятия пространства

3. Развитие слухового восприятия пространства.

4. Развитие обонятельного восприятия пространства.

5. Развитие зрительного восприятия пространства.

II. Ориентировка в микропространстве.

III. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство.

IV. Обучение ориентировке в замкнутом в свободном пространствах.

V. Развитие общей моторики

VI. Совместная ориентировка со зрячими.

Основные требования к умениям ребенка после II года обучения:

§ совершать координированные движения с игрушками и предметами, необходимыми в быту

§ владеть правильными навыками осязательного восприятия предметов и игрушек;

§ уметь различать и сопоставлять свойства предметов по характеру поверхности, материалу, форме, температуре;

§ локализовывать в свободном пространстве звуки живой и неживой природы, определять удаленность звучащих предметов;

§ узнавать и локализовывать с помощью обоняния запахи, встречающиеся в быту;

§ узнавать с помощью остаточного зрения цвет, контуры и силуэты изображений окружающих предметов замкнутого пространства;

§ узнавать предметы замкнутого окружающего пространства и понимать их соотнесенность;

§ ориентироваться на приборе «Школьник», на листе бумага при рисовании, правильно и точно выполнять задания воспитателя при работе на фланелеграфе;

§ ориентироваться на основе чувственного восприятия в помещении детского сада, знать правила передвижения по лестнице, уметь самостоятельно (под контролем зрячего) дойти до прогулочной площадки, кабинета врача;

§ уметь ходить в колонне, парами, строиться в круг и шеренгу;

§ знать правила поведения со взрослыми и сверстниками;

§ владеть правильной позой и жестом при приветствии, прощании, моделировать жизненную ситуацию: игра «Магазин», «Парикмахерская», «Больница».

III год обучения

I. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.

1. Развитие мелкой моторики.

2. Развитие осязательного восприятия пространства.

3. Развитие слухового восприятия.

4. Развитие обонятельного восприятия.

5. Развитие зрительного восприятия.

II. Ориентировка в микропространстве.

III. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство.

IV. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.

V. Развитие общей моторики, формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов.

VI. Совместная ориентировка со зрячими.

Основные требования к умениям ребенка после III года обучения:

§ совершать мелкие точные координированные действия с предметами, необходимыми в учебной деятельности и в быту;

§ узнавать осязательным путем различные обозначения, метки, способы изображения пути, осязательно воспринимать простые рельефные рисунки, планы;

§ узнавать звуки окружающего свободного пространства, городские шумы, оценивать удаленность источника звука в свободном пространстве;

§ узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;

§ узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов свободного пространства;

§ владеть нестереоскопическими, способами оценки удаленности предметов в пространстве;

§ знать и узнавать предметы окружающего свободного пространства;

§ представлять и отражать в макетах пространственное расположение предметов;

§ самостоятельно ориентироваться в детском саду и на участке;

§ уметь анализировать свои восприятия, относить их мысленно к определенному предмету и уметь мысленно воспроизводить топографию знакомого пространства;

§ сохранять правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе предметов, при отыскивании предметов, при передвижении в пространстве.

Основные требования к умениям ребенка после IV года обучения:

§ комплексно использовать сохранные анализаторы в пространственной ориентировке, использовать в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов;

§ уметь переносить в действительность представления о предметах, сформированные на основе использования моделей, макетов, рельефного изображения (некоторые памятники архитектуры и достопримечательности города);

§ отражать сформированные топографические представления с помощью составления простого рельефного плана замкнутого и свободного пространств;

§ знать 2—3 улицы, прилегающие к детскому саду, уметь переходить в сопровождении взрослого улицу на регулируемом перекрестке;

§ уметь сохранять правильную позу при самостоятельной свободной ходьбе в знакомом и незнакомом пространствах;

§ знать приемы ходьбы с тростью и место по отношению к сопровождающему.