Найти тему
РАССВЕТ

Образование в СССР и сегодня

Фото с сайта Unsplash / Martin Adams
Фото с сайта Unsplash / Martin Adams

Все великие достижения СССР были бы невозможны без качественной системы образования, дающей хорошие знания. В начале XIX века, накануне прихода большевиков к власти, неграмотными были три четверти населения страны. Просвещение населения было первоочередной необходимостью, поскольку СССР должен был в кратчайшие сроки превратиться из аграрного государства в ведущее индустриальное, а без образованного населения достижение подобной цели просто невозможно.

Благодаря предпринятым усилиям, создание действенной системы образования завершилось успехом. Наука и техника СССР стала развиваться семимильными шагами, страна преобразовалась в кратчайшие сроки и заняла уверенные позиции на мировой арене. Спустя всего шестнадцать лет после Великой Отечественной войны, первый человек – гражданин СССР впервые посетил космос.

На чём же строились такие успехи?

Многие исследователи разделяют точку зрения, что все достижения основывались на образовании. Школа давала крепкий «фундамент» из знаний в самых различных областях. Помимо точных наук, изучение дисциплин, дающих системное представление о мире было обязательным. Структурировать знания и формировать целостное представление о мире позволяла хорошо проработанная программа обучения. Факты, которые ученик узнавал по одному предмету, перекликались с фактами и знаниями, получаемом на другом.

Многочисленные бесплатные секции, внеурочные занятия, факультативы охватывали свободное время учеников, давали возможность получать дополнительные знания и умения согласно интересам ученика и позволяли мотивировать его к обучению.

Единая программа и единые учебники позволяли свободно и без всяких сложностей менять школу в случае переезда, при этом этот факт не влиял на успеваемость, так как во всех школах применялись единообразные утверждённые программы, реализуемые согласно планам-графикам. Единая база получаемых фундаментальных знаний позволяла в дальнейшем воспитать специалиста по любому профилю.

Приобретённых школьных знаний было достаточно для поступления в ВУЗ, не прибегая к помощи репетиторов. Благодаря системе распределения, все выпускники были обеспечены работой после его окончания и гарантировали востребованность полученных знаний.

Современное образование стремится к европейской стандартизации. Проведённая в 2011 году реформа образования ввела единый государственный экзамен (ЕГЭ) взамен экзаменационной системы, существующей долгие десятилетия. В области высшего образования ввели образование двух уровней – бакалавриата и магистратуры. Сокращение финансирования системы образования и передача его с федерального на региональный стимулирует коммерциализацию во всех уровнях учебных заведений.

Фото с сайта Unsplash / Tomas Kolnowski
Фото с сайта Unsplash / Tomas Kolnowski

Считается, что современная школа преобразовывается в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Некоторые специалисты настаивают на том, что будущее во многом связано с индивидуализацией программ обучения. Она подразумевает создание персональной траектории развития обучающегося в которой у ребёнка существует возможность выбора уровня подготовки по одним дисциплинам (базовый или углубленный) и отказ от прохождений других дисциплин вообще. Подобная система уже реализована в некоторых странах.

Школьная среда крайне консервативна, расширение индивидуализации образования идёт постепенно. Первым шагом в этом направлении являются профильные классы по отдельным предметам, которые позволяют пройти углубленную подготовку по необходимым предметам. Расширяются возможности дополнительного образования.

Для подготовки к ЕГЭ, родители часто обращаются за помощью к репетиторам, что может быть обусловлено не только индивидуальными особенностями ученика, но и недостаточным качеством получаемых знаний в отдельных школах.

Согласно некоторым исследованиям (Доклад «12 решений нового образования» ВШЭ и Центра стратегических разработок), более 25% российских школьников заканчивают 9 класс, не обладая минимальным набором функциональных умений

Расширены возможности экстерната, чего не было в советское время, ежегодно увеличивается количество онлайн-школ, позволяющих получить образование дистанционно. Родители имеют возможность учить детей самостоятельно по утверждённой государством программе.

При обучении можно использовать любые учебники или авторские программы. Главное при обучении – достижение результата.

Одним из весомых трендов современного образования является формирование системы непрерывного образования, при котором каждый гражданин в стране будет иметь возможность повышать уровень своих знаний и приобретать новые навыки на протяжении всей жизни. Для его реализации предлагается активно использовать возможности дистанционного онлайн-образования.

Почитать о вопросах образования в предвыборных программах партий, участвующих на выборах в Государственную думу 2021 можно здесь

Больше интересной информации - на канале РАССВЕТ. Чтобы не пропустить новые публикации, подписывайтесь на канал.