Архитектура нас окружает повсюду. Мы, можно сказать, живем в мире архитектуры, пришедшей к нам из далекой древности и постоянно меняющей облик. Изобразить этот мир – интересная задача для художника.
Постройки, здания оживляют пейзаж, придают ему новый смысл, показывают присутствие человека, указывают на современность, время. Архитектурные элементы часто приобретают особую выразительность, воспринимаются важным, а подчас и главным элементом композиции пейзажа.
Некоторые художники вдохновляются пейзажем городским, где постройкам принадлежит основное место. Другие пишут пейзаж деревенский, где красота природы подчеркивается редкими сельскими строениями.
Архитектурный пейзаж красив в любое время года. Но зимой или ранней весной, когда ничего не заслоняет архитектуру, она становится главным элементом пейзажа.
Художники решают архитектурный мотив в пейзаже самыми разнообразными средствами. Монументальные пейзажи, где изображение охватывает развернутый пейзаж города, с основным вниманием к игре объемов и цвета. Строгие линии архитектуры, устойчивость строений, мозаика уходящих к горизонту домов, эффектное освещение – все добавляет монументальности.
Или напротив камерное прочтение мотива пейзажа, где на первый план выступает поэтичность, эмоциональность художника. Здесь, как правило, решается образ дома, небольшой улочки, очарование города с его неповторимыми уголками, с памятниками архитектуры, где отразилось время.
Исторические строения уникальны. Выяснить их конструкцию, соотношение объемов и связь с окружающими предметами всегда интересно. Изображая старинную церковь, палаты или крепостные стены удивляешься связи архитектуры с пейзажем вокруг. Для древних зодчих это была первоочередная задача.
Своя поэзия есть в промышленных объектах, заводских корпусах, элеваторе, ТЭЦ с ее приземистыми градирнями и стройными трубами. Линии электропередач, строительные краны добавляют графичности и вертикалей в композицию пейзажа. Здесь важно найти интересный ракурс и подходящее цветовое решение.
Пейзаж может писаться с натуры, по представлению, по собранным материалам. Он может быть реалистичным или декоративным, написанным самыми разными стилями и манерами. Но в пейзажах с архитектурными мотивами есть определенные закономерности.
1. В архитектуре пейзажа важно не упустить момент отбора, ведь деталей много и необходимо выбрать самые выразительные. С другой стороны именно детали могут стать ключевыми в прочтении композиции.
2. Передать глубину пространства можно лишь с использованием линейной и воздушной перспективы. При изображении зданий ее точность определит и убедительность работы. Если в изображении природы ее можно лишь наметить, то в архитектурных пейзажах без нее не обойтись. Даже если все построения делаются мысленно в голове, они имеются в виду. Линия горизонта, точка ухода основных линий и масштаб зданий определяют сам рисунок строений.
3. Освещенность архитектурных элементов пейзажа важна для образного решения картины. Рассеянное или яркое освещение, туманность или четкость линий - один и тот же пейзаж изменяет до неузнаваемости. От освещения зависит и настроение самой работы. Иногда интересно пописать один и тот же мотив при разных освещениях, в разные времена года.
4. Архитектурные строения пишутся в единстве с окружающей средой. Они должны жить в цветовой и воздушной среде. Согласованность всех частей пейзажа здесь особенно важна.
5. Стараться подходить к изображению зданий образно. Передать монолитность и тяжесть постройки или ее устремленность вверх, воздушность. Ведь каждый фасад дома несет свою конструкцию, особенность кладки кирпича, бревен, железобетона. Главное для художника это образное прочтение пейзажа, а не точное копирование архитектурных элементов.
5. В городских пейзажах почти всегда присутствуют люди. Пусть силуэтами, пусть намеком, но они есть. Здесь раскрывается взаимосвязь человека и его жилища, которое может много рассказать. Иногда художники включают в пейзаж целые жанровые сценки, которые помогают обогатить содержание работы, внести в него философские мотивы.
Чтобы найти красивый мотив для пейзажа не нужно ехать за тридевять земель. Только, кажется, что там найдешь что то необыкновенное. Все интересное, необычное находится совсем рядом, стоит выйти на улицу или выглянуть из окна. Это только нужно увидеть.
Надеюсь, моя статья будет вам интересна. С удовольствием отвечу на все ваши комментарии и отзывы.