Найти в Дзене
Дед Ложкарь

«Туристическая» ложка из облепихи с руной «трикветр»

Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.

Все изделия, приведённые рисунки и фотографии выполнены автором.

Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.

Данный пост является изложением исключительно собственного мнения и опыта работы, не является услугами по просветительской деятельности и не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Читаем медленно и вдумчиво, не забываем дочитывать текст до конца!

Будьте здоровы и хорошего всем настроения!

Как я уже писал ранее (здесь), мне досталось небольшое поленце из облепихи. Из одной половинки я сделал одну ложку. А из второй половинки я решил сделать сразу две ложки. Но длина полуполенца всего 30 сантиметров (и это если не отпиливать края с трещинками), поэтому две полноценных ложки не получаются. Решил сделать укороченный вариант, так называемые «туристические» ложки. Экономия веса у них минимальная (всего несколько граммов), но зато увеличенный изгиб и ширина. Такими ложками хорошо хлебать из котелка или другой широкой и глубокой посуды.

Делю полуполенце ещё на две половинки.

Один торец (раньше он был внешним) имеет трещины. Эскиз будущей ложки ориентирую так, чтобы черпало оказалось с другой стороны. Развожу эпоксидную смолу и заливаю торец, чтобы все трещины оказались пропитаны заполимеризовавшейся смолой. Для того, чтобы смола не вытекала с боковых сторон, по краю полуполенца приклеивают бортик из малярного скотча.

Ну а дальше – всё как обычно: нарисовал, сделал надпилы, топором удалил явные излишки, придал изгиб ложке.

Одно отличие – изгиб увеличен. Обычно для формирования изгиба я делаю надпил на глубину примерно в 0,7…1,0 сантиметра. В этот раз величина избиба составляет около 1,5 сантиметров.

Для того, чтобы ложка получилась побольше, лицевая часть ложки будет сориентирована к внутренней части ствола. Такой вариант раскроя даст и иную, по сравнению с предыдущей версией, игру древесины. Посмотрим, что будет лучше.

Вид баклуши сверху.

-2

Вид сбоку.

-3

Устанавливаю баклушу в моё приспособление.

-4

Вообще-то моё приспособление не предназначено для резьбы ложек такой длины и ширины ручки. Проходит буквально на пределе. Есть идеи несколько модифицировать мою приспособу, но редкость изготовления нестандарта (как по длине, так и по ширине ручек) пока приводит к тому, что лень перевешивает.

-5

Меняю стамеску на ложкорезы и делаю чашу черпала гладкой изнутри.

Ножом подчищаю ручку.

Вот что получается.

-6
-7
-8

В качестве резного узора на ручке ложки решил вырезать руну. Точнее сказать не руну, а узор в кельтском стиле – простейший узел. Как правило этот узор называют «трикветр», хотя встречается и другое написание. Узор представляет собой три самопересекающихся петли (трилистник). В отличие от наиболее классического трикветра, использованный мной вариант имеет еще один элемент – кольцо. В результате кольцо и трилистник соединены воедино.

-9

Значений у этого символа много, есть трактовки как языческие, так и христианские. Желающие могут их погуглить в интернете. Какой смысл в данный элемент вкладывал я – это чисто моё дело.

Приступаю к вырезанию узора.

Наклеиваю на ручку ложки нарисованный на бумаге рисунок.

-10

И приступаю к вырезанию.

Древесина ложки просохла, режется с большим трудом. Сначала накалываю рисунок по периметру, а затем подрезаю его ножом-косяком.

Вырезаю углубления в свободных местах между линиями.

Затем слегка подрезаю линии, придавая объёмность переплетению.

-11

Общая высота рисунка над плоскостью составляет около двух-трёх миллиметров. Подчищаю края узора при помощи стамески-уголка.

Вырезание рисунка закончено. Можно приступать к зачистке поверхности абразивными шкурками. Вот такой результат.

-12

Чтобы ложка не потерялась, или из руки не выпала да в горячее блюдо, надо ей сделать петельку из паракорда. Но сначала надо просверлить крепёжное отверстие. Так как узор по форме треугольный, и верхняя часть узора приходится на центр верхней части ручки, то отверстие по центру просверлить никак не получится. Надо делать отверстие сбоку от узора. Поэтому решил сделать не одно, а целых два отверстия – слева и справа от руны.

-13

Термообрабатываю ложку, ставлю клеймо и пропитываю льняным маслом.

-14

Веревочку на ручку (паракорд) решил сплести из двух толстых лавсановых нитей, белой и чёрной. Так шнур будет более выразительным.

Намотал каждой нити метра по три на челноки.

-15

Продернул нити в отверстия ложки и начинаю плести на них плоский шнур.

Шнур плетется по принципу уробуса (уробус – это змея, пожирающая собственный хвост). То есть, шнур плетется нитями, которыми вначале сделали петлю и они являются несущей основой для шнура. Таким образом, для плетения шнура требуется всего две нити.

-16

Шнур плетется симметричным (чередуется левый и правый узел), в данном случае черная нить всегда протягивается снизу, а белая сверху. В этом случае шнур получается плоским, а не витым.

Примерно половина шнура готова.

-17

Продолжаю плетение.

Ну вот и весь шнур сплетён.

-18

Осталось затянуть нити, закрепить и заправить концы. При использовании данной техники шнур получается безузелковым, то есть практически не видно начала и конца плетения.

Подтягиваю несущие нити за начальные концы, шнур смыкается и уменьшается в длине. Попарно связываю вместе начальные и конечные хвосты нитей и заправляю остатки в сердцевину шнура.

Вот что получилось в результате.

-19

Петлю из шнура можно надеть на кисть, чтобы ложку никто не вырвал из рук (или случайно не уронить в котелок), а можно за нее и ложку куда-нибудь подвесить. В общем, шнуру можно найти много применений.

Можно пользоваться! В добрый путь!

Дочитали до конца поста? Не забываем ставить лайк и оставлять комментарии!