Какое будущее этой формы обучения? Дистанционное образование дарит нам свободу или отдаляет друг от друга? Это новая реальность или временная неприятность? И не дистанцируемся ли мы от реальных качественных знаний?
Мы привыкли к классической форме образования – в классах в школе, в аудитории – в университете. И казалось, что невозможно обеспечить качественное образование, если ученик не будет постоянно находится в научном сообществе, среди преподавателей и сокурсников. Но пандемия как будто перевернула наше сознание и сказала: «Можно по-другому».
Абсолютным стандартом в нашем мире исторически стало классно-аудиторное образование, консервативно обосновавшееся в нашем спокойном мире.
Когда студент или ученик болел, он был фактически оторван от образовательного процесса и выпадал из него. Приходилось восполнять пробелы. В общем, болеть было опасно для успеваемости. У многих из нас, наверняка, в классе был тот самый вечно болеющий, от которого особо учителя ничего не ждали, понимая, что он не погружен, выпал из образовательной среды в силу состояния здоровья. Такие пробелы нагнать было очень трудно. А уж уехать посреди года куда-то отдыхать с семьей – это было совсем недопустимо и морально не очень то одобряемо.
Этот многолетний уклад разрушил 2020 год.
Когда началась суета с пандемией и появилась необходимость обеспечить самоизоляцию учеников и студентов, все ломали головы, как бы создать условия, чтобы обучение не прерывалось и уровень не падал.
Было предпринято много мер, чтобы перенести устоявшееся очное университетское образование, и еще более неподъемное - школьное, в онлайн. Как обеспечить всех техникой, может надо вручить каждому по компьютеру?
На какой площадке проводить уроки? Тогда все начали пользоваться Zoom, но это не российская программа и государственным и муниципальным учреждениям, в том числе образовательным, сегодня совсем не желательно пользоваться ими. Но на это просто закрыли глаза, потому что понимали, что выхода нет, аналогичного решения в России не создано, а процесс сохранить надо.
Представители органов власти намекали университетам на необходимость отказа от Zoom. Роскомнадзор говорил о высоких рисках утечки персональных данных по вине зарубежных компаний и рисках отказа в обслуживании. И действительно, в апреле этого года появилась информация что Zoom вовсе планирует отказ от выдачи платных лицензий платформы в университетах России и СНГ.
И в 2020 году не столько проблемным стал перевод обучающихся на удаленку, сколько учителей и преподавателей, многие из которых стали противниками этого нового «режима». У молодого поколения есть смартфон и ноутбук, а те, у кого их не было – приобрели.
Старшее же поколение не всегда владеет компьютером в принципе, что часто тормозило процесс. Ученики иногда на ходу учили преподавателей обращаться с техникой.
И всё же массовый перевод на в онлайн оказался относительно успешным и не таким страшным, как казалось.
И вот ВШЭ в 2021 году уже запускает онлайн программы, сотрудничая с площадками онлайн-образования, которые уже имеют большой опыт организации такого процесса. Вот теперь то пришла их пора! Они обладают знаниями, структурой, ресурсами и пониманием своего потребителя. То, что нужно (пример таких платформ: Нетология, Skillbox, Skyeng).
Крупные онлайн-платформы научились справляться с главным недостатком дистанционного образования – не вовлеченностью. Организовать процесс так, чтобы студент был на связи, ему было легко получить доступ к информации, выполнять задания, общаться с одногруппниками. Ведь в офлайне коммуникация естественна и необратима. Организовать ее в онлайне – дополнительная задача.
Да, онлайн рынок развивался и раньше, но в 2019 году прогнозировали его рост на 15- 20%. COVID-19 ускорил этот процесс. По итогам 2020 года рост был около 30-35% в сравнении с доковидным периодом. Cейчас все оказались очарованы этой возможностью.
Но теперь же встает вопрос не об объеме рынка в целом, а о его качестве.
Так как переход к массовому онлайну был вынужденный, он показал плюсы и минусы:
Плюсы электронного обучения для ученика.
- Онлайн-обучение позволяет легко выбрать не только удобное время и место для обучения, но и собственный темп – что в прочем нельзя говорить про университетские программы. Есть определенный график.
- Легко связаться с преподавателем при помощи чата, почты, форума или аудио-/видеосвязи на платформе для дистанционного обучения. Опять же – это должно быть обеспечено со стороны образовательной организации. Частные фирмы и площадки заинтересованы в этом. Так как это важная часть для удержания интереса студента и ученика. Будет ли то же самое с государственными и муниципальными организациями - вопрос. На этот момент университетам стоит обратить внимание. Если трудно получить информацию, ученик может выпасть из процесса и потерять интерес.
- Многим стеснительным людям легче отважиться обучаться на онлайн-курсах. Буллинг в школах может значительно снизиться. Но встанет вопрос социализации, которую нужно будет обеспечивать.
- Возможность получить образование для людей с способностями. Безусловно – большой плюс.
- И конечно же возможность учиться, где бы ты ни был.
Минусы электронного обучения для ученика
- Прежде всего - тот самый вопрос социализации. Выход, который представляется приятным - неформальное общение - встречи в кафе, прогулки, что сблизит людей и породит дружеские отношения внутри коллектива. К этому должны стремиться и сами обучающиеся и организовывать кураторы/учителя.
- Некоторые не могут сосредоточиться во время лекций. Да, необходима высокая степень самоконтроля, потому как внешний контроль сильно снижен. На канале также будет пост об инструментах самоорганизации.
Недостатки онлайн-обучения для организатора
- Во-первых, каждый спикер должен научиться пользоваться платформой для электронного обучения.
- Во-вторых, надо овладеть приемами эффективного проведения семинаров онлайн(но и в офлайне это важный навык).
- В-третьих, обязательно стоит подготовить каждое занятие еще и с технической точки зрения: элементарно подключить ноутбук к питанию, проверить презентацию.
Плюсы онлайн-обучения для организатора
- Легче сделать карьеру онлайн. Потенциальная аудитория куда больше, масштаб занятия не ограничен аудиторией со своими квадратными метрами.
- Множество технических средств для наглядного и эффективного ведения занятий.
- Можно проводить обучение из любого места, а обучающиеся опаздывают реже и даже при опоздании не отвлекают остальных.
В декабре 2020 года «Ростелеком» и Mail.ru Group объявили, что разрабатывают платформу «Сферум» для обучения и коммуникаций школьников, учителей, родителей на базе технологий «ВКонтакте».
Он уже интегрирован с платформой «Моя школа» от Минпросвещения. Это еще раз подчеркивает, как государство нуждается в частных платформах, которые обладают большим цифровым опытом.
Все привыкли к комфорту и обратно пока не очень хочется. По крайней мере в полном. Есть желание соединить прелести онлайн и офлайн образования.
Увидев очевидные плюсы каждый может сам решать, брать ли ему прелести онлайн образования или ограничиться классикой. Но процесс запущен, рынок растет, мы приспосабливаемся к новым реалиям.
Рады ли вы развитию онлайн-образования? Готовы ли обучаться в таком формате сами или чтобы обучались ваши дети?
P.S. Цифровизация предлагает альтернативные форматы получения информации. Если Вы аудиал, то приглашаю стать слушателем моего подкаста, в котором все эти темы обсуждаем в формате аудио.