Сериал "Водоворот".
Одноименный детектив английской писательницы Дафны Дюморье, опубликованный в 1938 году, не просто принес автору большую популярность. Но и был признан одним из лучших в своем жанре.
Недавно мне знакомая написала в соцсетях, что, мол, украинцы сняли свою версию нашумевшего романа. Ну и я, хотя бы из любопытства, не смогла не глянуть новую экранизацию. Впрочем, тут скорее "по-мотивам", чем следование канону.
В кратце о сюжете оригинала.
Главная героиня (бедная сиротка) влюбляется в богатого и знатного аристократа - Максимилиана де Винтера. К ее удивлению, проходит совсем мало времени, как возлюбленный зовет ее замуж. Однако счастью молодоженов мешает призрак покойной жены де Винтера - Ребекки, к которой главгера ревнует мужа. В результате выясняется, что вовсе не безнадежная любовь тревожит Макса при воспоминаниях о покойнице, а жгучая ненависть к первой супруге, своей порочностью превратившей его жизнь в ад. Однажды Макс признается главгере, что это он убил Ребекку. В ответ главгера решает во что бы то не стало спасти любимого от тюрьмы, доказав всем его невиновность. В результате выясняется, что больная раком Ребекка, специально вывела мужа из себя, чтобы его руками совершить самоубийство. Смысл в том, что слабая, вся такая девочка-девочка главгера, преображается любовью к Максимилиану, становится тигрицей, готовой бороться за свой брак и за семейное счастье. Весь смак для меня в романе именно в изменении главной героини, превращении из жертвы в спасителя.
Надо ли говорить, что "Ребекка" была так или иначе экранизирована несколько раз, а ее сюжет, трансформировавшись, ушел в тираж в мылоиндустрии. Например, 1 сезон "Сансет Бич", с его каноничным - таинственный вдовец, девушка влюбленная в него и готовая на все, чтобы с ним быть; тень покойницы, которую, как оказывается, главгер не любил, а ненавидел. Можно взять и латиносов, впрочем, там якобы в основе такого знакомого детективного сюжета лежит некая "Наследница".
О "Водовороте"
На самом деле в украинской версии "Ребекки" многое наворочено. С одной стороны и главная героина тут супервумен.
Вместо каноничной скромной закомплексованной сиротки, не верящей в свое счастье: на нее обратил внимание мужчина ее мечты.
Нет, тут главгера - Мила - женщина, так сказать, эмансипированная, успешная, которой красавец-миллиардер как-то и дался. Она его вначале прилично динамит. Он не отстает. При этом непонятно, что ему от нее надо.
Главгер - Руслан
- вместо загадочного угрюмого каноничного вдовца-
тут банальный пьянчужка-мажор, который заколебал и себя и окружающих. Живет абсолютно без царя в голове, пока ему на глаза не попадается главгера, которую начинает атаковать розами и брачными предложениями.
И вот тут-то существенное отличие от первоисточника. В "Ребекке" главные герои в начале их знакомства много общаются, и это и становится стартом взаимной симпатии. В "Водовороте" Руслан и Людмила находятся в отношениях "спасительница-жертва". То есть все сводится к тому, что она его от всех спасает, он же сам как-то и не хочет спасаться. И если бы главгера не проявила столько прыти, то он бы даже ногой не дрыгнул, чтобы как-то выбраться из бед, свалившихся на него и противостоять злодеям. Макс де Винтер неуравновешенный, сломанный, угрюмый, но при этом точно не слабак. Руслан Калинин абсолютно слабый, безвольный и раздавленный мужчина, которого опекают и жалеют сильные женщины.
Подавляющая часть "Ребекки" акцентируется на болезненной любви главгеры к мужу и острой ревности к предшественнице. Главгера - абсолютный ребенок по наивности взгляда на жизнь, за что ее и выбрал Максимилиан. Далее, когда ей приходится повзрослеть, де Винтер сожалеет, что ее тот детский взгляд навсегда исчез. Трансформация главного персонажа на лицо. Роман отличает глубокий психологизм, с детальным описанием неуверенной в собственных силах главгеры, сомневающейся в любви мужа.
В "Водовороте" главгера уверенная в себе женщина, она ни на минуту не подвержена вспышкам ревности, даже если любимый называет ее именем своей бывшей и занимается любовью, представляя вместо Милы свою обожаемую Анжелику.
Вот и подошли к главной антагонистке. В оригинале это абсолютный порок, прячущийся под личиной очарования и внешней добропорядочностью. Поверхностная святость Ребекки, которой восхищается вся округа, и внутренняя порочность, что знакомо только ее мужу.
В центре романа противостояние двух женщин. Одна сильная, красива, самоуверенна. Другая миловидна, слаба, сомневающаяся в своей женской привлекательности. Одна двулична, другая прямодушна. Одна независима, успешна сама по себе, другая полностью зависит от мужчины. Одна кошка, которая гуляет сама по себе. Другая по-собачьи предана. Одна мертва, но при этом в воспоминаниях окружающих живей всех живых. Другая живая, но воспринимается лишь бледной тенью своей предшественницы. В общем архетипы Лилит и Евы, двух жен Адама, боящегося и всячески поносящего первую супругу и мучающего , но выбирающего за слабость вторую.
В "Водовороте" первая жена Руслана - это Анжелика. Как и в оригинале под внешнем совершенством и добропорядочностью, скрывается порочность и неверность супругу. Впрочем, до последней серии Руслан даже и не подозревает, что был рогат. В отличие опять же от романа Дафны, где Максимилиан узнает о нимфомании первой жены сразу после их свадьбы, соглашаясь от безнадеги на фиктивный брак.
То есть, действительно, хороший сюжет, крепкая вещь в украинской версии достаточно упрощена. Вся недосказанность, все темные пятна романа, дающие некий ореол загадочности, неоднозначности, как-то убраны. Вместо этого добавлено нагромождение клеше из злодейских злодеев, коварных гипнотизеров, непорочного главгера, который здесь вовсе не убивал супругу, всю грязную работу сделал злодейский отчим, и прочее и прочее. Все это придает сериалу вторичность, плоскость, поверхностность. Поэтому для меня "Водоворот" - смотриво на один раз. А вот "Ребекка" - безусловный шедевр.
По поводу актеров, декораций и прочего - в рамках заданного жанра теленовеллы, не напрягающей мозги, все вполне достойно, хоть и поверхностно.