Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье проанализируем рекламу популярного чая Гринфилд (Greenfield). Сначала посмотрим на сознательное сообщение от производителя, рассчитанное на привлечение потребителей, а после разберем скрытые смыслы, которые были сформированы при создании рекламы бессознательно и показывают, как реально обстоит ситуация с рекламируемым продуктом.
> Любое выражение информации всегда несет правду. Даже если информатор стремится солгать, он неосознанно, косвенным образом даст понять, в чем заключается истина (через выбор особых слов и формулировок, последовательность фраз, визуальные образы, эмоции и другие иррациональные моменты).
Итак, посмотрим.
Сюжет: Женщина в белом платье заходит в зеленый сад и выпивает чашечку чая Гринфилд под большим дубом. Начинается дождь, и героиня отправляется на частном самолете в элитный клуб Гринфилд.
Текст рекламы: «Добро пожаловать в Гринфилд клуб, где хороший вкус вознаграждается; где особенные отношения между вами и Гринфилд превращаются в привилегии, безграничные, как путешествие на частном самолете. Гринфилд клуб. Вы приглашены».
1. Анализ сознательных смыслов
Видеоролик транслирует образ чаепития Гринфилд как приятного, спокойного и праздничного момента. Главная героиня в красивом белом платье уединенно выпивает чашечку Гринфилд в зеленом саду под раскидистым дубом, испытывая приятные эмоции.
Воздействие чая показано как освежающее, что изображается с помощью характерного капающего звука при презентации упаковки «Гринфилд», а также с помощью сцены с проливным дождем, который героиня воспринимает радостно.
Через упоминание хорошего вкуса одновременно подразумевается хороший вкус чая Гринфилд и хороший вкус покупателя, выбирающего данный продукт.
Основная идея, которую транслирует реклама: потребители Гринфилд – своего рода, элитарии, высший класс. Это люди с хорошим вкусом, которые образуют клуб и получают привилегии (=возможность получить призы в акции, в т.ч. полет на частном самолете).
Помимо элитарных понятий (клуб, хороший вкус, привилегии, частный самолет) в рекламе используются классические, даже старомодные образы: классическое платье у женщины, жемчужные серьги, фарфоровая чашка, отделанный деревом салон самолета, элегантный портье у дверей клуба. Тем самым, дается понять, что чай Гринфилд – это традиционный продукт, «старая добрая классика».
Итого сознательное сообщение в ролике:
Чай Гринфилд – это высококлассный продукт, благодаря которому можно вступить в круг элитариев, знающих толк в жизни. Чай обладает хорошим вкусом, освежает, приносит положительные эмоции, повышает качество жизни и дает привилегии, такие как полет на частном самолете, который можно выиграть в акции.
Теперь посмотрим на второй смысловой ряд.
2. Анализ подтекстов
Что касается скрытых смыслов, в первую очередь обращает на себя внимание запустелость и безлюдность клуба Гринфилд. Под слова «Добро пожаловать в Гринфилд клуб» героиня заходит в одинокий сад, после одиноко летит на самолете и прибывает в Гринфилд клуб, где тоже характерно никого не показано, кроме портье. Т.е. реклама дает понять, что постоянных потребителей данного чая мало. А также не так уж много людей будет участвовать в рекламируемой акции с клубом.
В начале ролика героиня в белом идет за чаем в зеленый сад и при этом поворачивает голову направо, что символизирует в целом предпочтение такого продукта как чай правильным (=идут позитивные индикаторы при решении выпить чай – белый цвет одежды, поворот направо, зелень природы). Чай – продукт, приносящий пользу.
Однако далее, где женщина пьет чай, следует обратить внимание на сильно искаженный фон вокруг нее, после чего демонстрируется дуб с ветвями, напоминающими белые липовые ветви, а также с висящими вниз черными ветвями сбоку. На дубе ставится выраженный акцент, и именно под ним героиня пьет Гринфилд. Таким образом, можно сказать, что показанный дуб символизирует сам рекламируемый чай.
Искаженный фон и присутствие неких инородных вкраплений в дубе (липы и черных ветвей) демонстрируют, что чай Гринфилд не является чистым продуктом. Реклама скрыто показывает, что продукт геномодифицированный (=присутствие искажений). Настоящий чай смешивается с другим растением для удешевления конечного продукта («липа»), правда эта составляющая безопасна (также по аналогии с липой). И в продукте есть опасная добавка, дающая негативные последствия здоровью потребителя (=черные ветви за дубом скрыты от героини и напоминают некие черные «хвосты», т.е. накапливающиеся негативные последствия).
Следующие кадры, где показана упаковка Гринфилд, подтверждают выявленные смыслы. Капля воды в духе номинального указания о продукте, что он представляет собой чай, падает на один из трех листьев. Другие два листа в сцене, на которые капли не капают, в продолжение предыдущей сцены с дубом символизируют незаявленные покупателю «нечайные» составные. Той составной, которая безопасна и символизируется липовыми ветвями, в Гринфилде примерно 40-45% относительно реального чая (судя по соотношению размеров листьев). Другой, опасной добавки в продукте немного, и именно она, скорее всего, и связана с ГМО (=есть какая-то модификация, странный отросток у показанного маленького третьего листа).
В рекламе упоминаются «особенные отношения» между потребителем и Гринфилд, которые «вознаграждаются», но при этом поверхностно неясно, что конкретно под этим подразумевается.
При упоминании привилегий от Гринфилд идет сцена, где женщина в легком платье попадает под сильный ливень, что явно не является чем-то привилигированным. В этой сцене темные ветви мрачно протягиваются к ее телу, что продолжает смысловую линию темных хвостов у дуба. Т.е. женщина получает негативные последствия здоровью из-за опасной добавки в чае. Далее же героиня характерно «попадает на небо», и в сцене с портье и клубом её уже нет. Портье открывает дверь кому-то иному.
Т.е. в контексте наличия опасной добавки в данном чае, оставляющей «темные хвосты» здоровью человека, и «смыванием» героини на небо – в качестве особенных отношений с Гринфилд подразумевается позволение систематически наносить вред своему здоровью данным напитком, вплоть до летальности.
У дверей клуба можно заметить скрытую черную табличку, т.е. существует иная, негативная вывеска у компании и иные, бóльшие выгоды (=второе, бóльшее зеленое дерево с черной вывеской).
Теперь с новым пониманием и учетом выявленных смыслов, можно окончательно дешифровать сообщение в рекламе: «Добро пожаловать в Гринфилд клуб, где хороший вкус вознаграждается; где особенные отношения между вами и Гринфилд превращаются в привилегии, безграничные, как путешествие на частном самолете. Гринфилд клуб. Вы приглашены».
Любители чая, мы приглашаем вас регулярно пить чай Гринфилд. Мы предлагаем вам вредный, отравляющий продукт, который хорош на вкус. Тем, что он вам нравится, и вы его выбираете, мы будем вознаграждены. Мы (производители) вознаграждаемся привилегированным классом, у которого есть давнишний элитный закрытый клуб, полеты на частных самолетах по всему миру, слуги. Их и нас (производителей), их обслуживающих, интересуют безграничные возможности. Вы приглашены «на небо», чтобы наше положение упрочнялось…
***
Производство и продажа этого чая – лишь подпроект некоего более выгодного проекта с траурной вывеской. И этот проект связан с нанесением урона здоровью русских людей (чай Гринфилд продается только в России и СНГ) ради зачистки территорий (клуб Greenfield = клуб Зеленого поля). Производители за свою деятельность вознаграждаются зарубежным закрытым элитным клубом суммой, в два раза превышающей доход от продаж данного чая.
Однако, помня об образах запустения в рекламе, можно понять, что до летальности этот чай мало кого доводит, поскольку постоянных потребителей не так уж много. Только те, кому суждено пройти такой опыт, попадут в эти сети (=главная героиня смотрит направо в начале ролика, т.е. для кого-то этот «летальный» путь правилен)...
***
Пишите, что думаете по поводу выявленных смыслов и данного продукта. Предлагайте ваши варианты для следующих рекламных разборов.
Читайте другие разборы на канале:
Что можно сказать о кофе "Якобс" по его рекламе?
Анализ рекламы «Пятерочки»: Сатанизм ближе, чем кажется
Нуттис-Фруттис: Что скрывает реклама безумного йогурта?