Нижняя часть церкви называется подклет. В бревенчатые стены подклета врублены балки пола, на балки уложены плахи. Сам подклет стоит на фундаменте.
С точки зрения геометрии подклет в 2010 году очень сильно отличался от подклета в 1714 года.
Первое. Вы уже знаете, что церковь установлена на кладбище, на старых захоронениях. Глубоко траншеи для фундамента не копали, предков старались не тревожить. В итоге получился не крепкий фундамент, а недоразумения с точки зрения строительной науки.
Естественно, это недоразумение было смято весом церкви до точки «равновесия». Средняя часть церкви провалилась внутрь на 40см, а четыре прируба своими внешними гранями остались на месте. Получилось этакое блюдце.
Все бы ничего, если бы продавливало строго вертикально, так нет же, стены внизу еще и расползлись в стороны и часть балок выскочила из своих гнезд. Чтобы пол не рухнул окончательно предки его подперли столбами, да так и жили.
В 2009-2010 году подклет с балками разобрали (полы сняли еще в 80-е годы) и перевезли на реставрационный комплекс. Не скажу, что вообще не было понятия как собирать и реставрировать подклет, но ясности не было точно. Задача стояла очень простая – вернуть подклету геометрию 1714 года с ровными историческими полами и балками, защемленными в стенах сруба.
Главный архитектор проекта В.С. Рахманов грозился, что лично соберет подклет и для этого у него есть все размеры и даже наработки. Зная лично В.С. Рахманова я засомневался, но раз сказал, значит знает и сделает.
Руководитель работ Н.Л. Попов тоже зная лично главного архитектора много лет, как и я засомневался, и решил работу упростить – собрать несколько венцов с балками (так называемый балочный пояс) в сборочном цехе, а каскад нижних бревен не трогать до поры до времени. Решение абсолютно правильное, бревна не коробок спичек и двигать их лишний раз то еще удовольствие.
Старый план церкви нарисовали на полу сборочного цеха, выставили бревна с балками, т.е. собрали геометрию церкви 2010 года, только уже без вертикальных деформаций, так сказать «сплющили блюдце». Остались одни горизонтальные деформации сруба и вышедшие из своих гнезд балки.
Пока ждали главного архитектора решили сруб подвигать, а чего ему стоять без дела. Потихоньку полегоньку плотник Федор Викторович Штурмин (со товарищами) стянул сруб и поставил все балки в свои гнезда. Вот пожалуйста, принимайте господа реставраторы геометрию 1714 года.
Приехал В.С. Рахманов, вероятно с чертежами, а вероятно и без них. Все тщательно проверил, осмотрел, этого у него не отнимешь. Одобрил работу и уехал, вероятно со своими чертежами, а вероятно и без них.
Хотите верьте, хотите нет, но с этого времени так и стоит церковь, как дядя Федя её собрал.
Большое спасибо кижским мастерам! Кстати, Федор Викторович как раз из местных, родился в Кижах (или около).