Найти в Дзене
Новый драматический театр

"Театр" Германа Метелёва: история шедевра

Эту картину, созданную в 1969 году, называют и романтической "анатомией" театра, и театральной феерией в живописи, и уральской босховианой... В самом деле, перед нами уникальное произведение, отразившее буквально все грани театральной жизни — парадную, закулисную и даже мифологическую. Художник отлично знал театр изнутри, благодаря своей жене, Зое Малининой, великолепному и в своё время очень известному сценографу Свердловского ТЮЗа. Вглядевшись внимательно, можно заметить, что по композиции "Театр" очень напоминает житийную икону с её главным изображением и клеймами по периметру. В центре — фрагмент ярко освещённой сцены, где идёт вечерний спектакль, судя по всему, "Слуга двух господ" Карло Гольдони. Это то, что видят зрители, когда приходят смотреть представление: танцующий с обеденными блюдами Труффальдино, дамы в старинных платьях, другие персонажи знаменитой комедии выстроились изящным полукружием. В самой верхней части полотна — парящие золотые ангелы, один с трубой, другой с

Эту картину, созданную в 1969 году, называют и романтической "анатомией" театра, и театральной феерией в живописи, и уральской босховианой... В самом деле, перед нами уникальное произведение, отразившее буквально все грани театральной жизни — парадную, закулисную и даже мифологическую. Художник отлично знал театр изнутри, благодаря своей жене, Зое Малининой, великолепному и в своё время очень известному сценографу Свердловского ТЮЗа.

Репродукция картины Г. С. Метелёва "Театр"
Репродукция картины Г. С. Метелёва "Театр"

Вглядевшись внимательно, можно заметить, что по композиции "Театр" очень напоминает житийную икону с её главным изображением и клеймами по периметру. В центре — фрагмент ярко освещённой сцены, где идёт вечерний спектакль, судя по всему, "Слуга двух господ" Карло Гольдони. Это то, что видят зрители, когда приходят смотреть представление: танцующий с обеденными блюдами Труффальдино, дамы в старинных платьях, другие персонажи знаменитой комедии выстроились изящным полукружием.

В самой верхней части полотна — парящие золотые ангелы, один с трубой, другой с венком. Первый одновременно и библейский символ Страшного суда, и ангел-хранитель театра, звуком своего инструмента объявляющий о начале представления. Чем не метафора для художника, не считавшего себя православным, но превративший библейскую тему в сквозной мотив собственного творчества? Венок же всегда означал приветствие победителя, поздравление (в данном случае, возможно, что и с премьерой). Чуть ниже видна выгородка, которую ставят на сцене для быстрой смены места действия, тройной ряд опускающихся и поднимающихся декораций. Это намекает на иллюзорность театрального мира, где за одним всегда прячется другое, и нет ничего прочного, надёжного...

"Удел человека — работать!"

Многочисленные изображения, которые интереснее всего рассматривать по кругу, приоткрывают завесу тайны, окружающей закулисье, его драматическую атмосферу, немного странных обитателей. Винтовые лестницы, оркестровая яма, переходы, закоулки... В отличие от #картины в картине, эти мозаичные кусочки исполнены в сепии и тёмно-бронзовых тонах, словно в мистическом полумраке, как всегда бывает в театре вне сцены. Но сюжеты не привязаны к конкретному времени: тут вечная театральная суета, ежедневные репетиции, работа цехов, изготовление и монтаж декораций, переодевания, проверка работы софитов, пошив париков, билетная касса...

Фрагмент картины, источник фото kamenshikov.livejournal.com
Фрагмент картины, источник фото kamenshikov.livejournal.com

Силуэты персонажей "Театра" выполнены в единой технике, но каждая фигура обладает индивидуальной чёрточкой. Седая полная женщина-постижёр, склонившийся над столом мужчина, отдалённо напоминающий героя картины Пикассо, опытный закройщик и усталая швея, дама-дирижёр в платье с белым воротничком, худые лица музыкантов... не прорисованы тщательно, скорее схвачены необычайно точными скупыми движениями кисти. При этом они написаны с любовью, ни в коем случае не карикатурно.

Ещё один фрагмент, источник фото kamenshikov.livejournal.com
Ещё один фрагмент, источник фото kamenshikov.livejournal.com

Герман Метелёв относился с глубочайшим уважением к профессии своей жены, и сам с её лёгкой руки впустил театр не только в свою жизнь, но и в сердце. Почти все персонажи его эпического полотна "Театр" изображены в процессе работы, и это не случайно.

"Не люблю громких слов: творчество, вдохновение... Это всё работа. Удел человека — работать. Делать хорошо дело, которым он занят. Любое дело. (...) Если бы я не был художником, был бы печником, слесарем, плотником..." (Из интервью Г. Метелёва писателю Елене Соловьевой)

Даже некоторые работы на производственную тему ("Стройка") Метелёв визуально уподобляет театральной сцене-коробке. Впрочем, у Зои Александровны в ТЮЗе, как у главного художника, была такая нагрузка, что муж помогал ей трудиться над оформлением спектаклей, а впоследствии и сам выпустил несколько постановок в провинциальных театрах. Общение с драматургами, режиссёрами, актёрами, и особенно "невидимыми" служителями муз, скрытыми от зрительских глаз, Герман Селивёрстович очень ценил. Это читается и в картине "#театр" — даже рабочие сцены выглядят на ней настоящими творцами.

В самом низу композиции — этюд в тёмных тонах с плачущей женщиной в траурном платье и окружившими её людьми. Вероятно, это вдова кого-то из сотрудников театра. Её "окошко" отличается от других по цвету, но всё равно включено в общую вереницу, и она как бы остаётся частью большой театральной семьи...