Этот фильм стал дебютом СССР в таком непростом жанре кино, как хоррор. Но в фильм верили и ещё на этапе производства права на прокат купили в девяти странах.
Вообще, хорошие были предпосылки для того, чтобы стать ведущей страной в производстве хорроров, но не срослось.
Начинали снимать фильм студенты факультета режиссёров: К. Ершов и Г. Кропачёв. Но когда стало ясно, что опыта студентам не хватает, к съёмкам подключили Александра Птушко, у которого был большой опыт экранизаций сказок.
Для съёмок, на Мосфильме были построены декорации церкви. Декорации пришлось строить очень просторными, ведь паночке предстояло много по ним летать.
На роль самой паночки была приглашена Наталья Варлей. Актриса была на слуху, благодаря очень удачной роли в "Кавказской пленнице". К тому же, Варлей имела цирковой опыт, который помог ей в выполнении трюков.
Но не смотря на опыт и хорошую физическую подготовку, совсем без сложностей не обошлось. Однажды, во время съёмок полёта, Наталья Варлей выпала из гроба №3. К счастью, в нужное время и в нужном месте оказался Леонид Куравлёв, который поймал актрису.
Кстати, о нумерации гробов... Их действительно было несколько. Третий использовали тогда, когда снимали сцены полёта паночки. В первом Наталья Варлей лежала. А второй имел облегченную конструкцию и применялся для съёмки сцены с преодолением защитного круга.
Наталья Варлей и Леонид Куравлев исполнили в "Вие" главные роли, но стоит отметить и участие в фильме четвероногих (и не только) артистов.
К съёмкам были привлечены чёрные кошки, в количестве 9 штук. Кошки эти имели актёрский опыт и даже отметились в таких фильмах как "Иван Васильевич меняет профессию" и "Бриллиантовая рука".
Задачей кошек было изобразить нечисть. Для этого им прикрепили на головы маленькие рожки. Тени кошек, прыгающих с рожками на головах и стали изображением чертей.
Но одних кошек, для изображения нечисти, было маловато. Пробовали снимать и всяческую другую живность, но в итоге решили, что в кадре лучше всего смотрятся совы, вороны и летучие мыши.
Нельзя обойти вниманием и человекоподобную нечистую силу, для съёмок которой собирали карликов по всей Москве. После этого, их тщательно загримировали. Костюмерам и гримёрам, конечно, пришлось потрудиться.
Но самым впечатляющим является костюм самого Вия.
Костюм Вия создали из мешковины. Слой за слоем на костюм наносили мешковину и раскрашивали её, придавая нужный внешний вид. Когда работа над костюмом была завершена, оказалось, что он стал очень тяжелым и обычный человек просто не мог в нём передвигаться. В итоге, для роли Вия пришлось искать тяжелоатлета.
Наверное, сегодня, искушенного зрителя совсем не напугает получившийся костюм. Но в таких вещах всегда стоит делать поправку на время.
И да, дело ведь не только в эффектных костюмах и литрах льющейся красной краски. В "Вие" вот, например, за весь фильм показали лишь одну капельку крови, а фильм всё равно знатно пугал.