Найти тему
Околокнижная жизнь

Почему Лесков отказался от церкви и мяса?

Оглавление

Лев Николаевич Толстой был очень разносторонним человеком. Он щедро сеял свои прогрессивные идеи и вдохновлял людей на невероятные поступки. Как он повлиял на Лескова?

«Думаю и верю, что «весь я не умру. Но  какая-то духовная постать уйдёт из тела и будет продолжать вечную жизнь».
«Думаю и верю, что «весь я не умру. Но какая-то духовная постать уйдёт из тела и будет продолжать вечную жизнь».

Майя Кучерская, автор книги о Лескове из серии "Жизнь замечательных людей", называет Николая Семеновича вечным маргиналом. О нем мало писали, его мало исследовали. Его путь в литературу был очень трудным. Об особенностях этого пути мы поговорим в этой статье.

Колокольный дворянин

Сам Лесков говорил о себе: «Я из колокольных дворян».

Что такое «колокольного происхождения»? В Словаре Даля также упоминается словосочетание «из колокольных дворян». Оказывается, так говорили о детях духовенства или звонарей, намекая на колокол как принадлежность церкви. Т.е. колокольный дворянин происходил, как раньше говорили, «из духовных». Кстати, Михаил Афанасьевич Булгаков тоже был из семьи колокольных дворян.

Шутили так: «Колокольный дворянин с колокольни свалился». А еще так: «Колокольного дворянина по ухваткам знать».

Отец Лескова, Семен Дмитриевич Лесков был сыном священника. До сих пор где-то в Брянской области стоит село Лески, давшее родовое имя писателю. В местном приходе несколько поколений Лесковых служили священниками. Семен Дмитриевич поступил в семинарию, но ему там не понравилось. Ученики получали там хорошее образование, но при этом жили в ужасных условиях: их били для профилактики, предоставляли одну комнатушку на 5—6 человек без одеял и матрасов. Семен Дмитриевич не выдержал и бросил учебу. Но даже не тяжелые условия стали тому причиной. Он не смог смириться с той ложью и жестокостью, которую увидел собственными глазами.

Отец Николая Лескова оторвался от духовенства, но смог передать накопленное семейное знание своему сыну - будущему писателю.

Николай Лесков тоже бросил учебу

Интересно, 10-летниему Николаю Лескову тоже не нравилось его учебное заведение.

— Ему не нравилось, что там было много зубрежки и неоправданной жестокости по отношению к детям. Он отучился три класса и бросил, - оставшись на всю жизнь «недоучкой».

Что было делать молодому человеку в 15 лет без образования? Конечно, идти работать. Отец помог с поиском работы, и Николай стал писарем второго рязряда. Вся его работа сводилась к тому, чтобы сидеть и переписывать бумаги за копейки (3 рубля в месяц,это при стоимости сапог в 9 рублей).

Зато переписывать оказалось интересно. Единственное место, куда отец смог пристроить Николая - было место его преддущей работы, а работал он следователем. Поэтому Николаю довелось переписывать уголовные дела. Больше всего дел было составлено о кражах.

— Это был первый вклад в его писательскую копилку, — уверена Кучерская.

А потом в его жизни был город Киев. Именно там Лесков впервые ощутил свое художественное призвание в широком смысле этого слова.

Неожиданно для родных, и не смотря на советы повременить, Николай Лесков женился. Избранница была дочерью богатого киевского коммерсанта. Отношения особенно осложнились после смерти первенца Лесковых - Мити. Позже этот брак распался.

Некоторое время Николай служил помощником столоначальника рекрутского стола ревизского отделения Киевской казенной палаты. Там ему не нравилось. В рекруты частенько записывали детей, добавляя им возраст. Так, десятилетний мальчишка мог стать рекрутом только потому, что по бумагам ему было полных 18 лет. Обман и жестокость были чужды Лескову, поэтому В 1857 оставил казенную службу и поступил агентом в частную коммерческую фирму «Шкотт и Вилькинс», глава которой был мужем тетки Лескова. Три года (1857–1860) писатель провел в разъездах по делам фирмы, «с возка и с барки» повидал «всю Русь».

Первые шаги в литературе

Писательская биография Лескова начинается с 1863, когда он опубликовал первые свои повести (Житие одной бабы, Овцебык) и начал публикацию романа Некуда (1863–1864).

Роман открывается сценами неторопливой провинциальной жизни, возмущаемой пришествием «новых людей» и модных идей, затем действие переносится в столицу. Сатирически изображенному быту коммуны, организованной «нигилистами», противопоставлены скромный труд во благо людей и христианские семейные ценности, которые должны спасти Россию от гибельного пути общественных потрясений, куда увлекают ее юные демагоги.

Лесков был заклеймен как «реакционер». Путь в крупные либеральные издания отныне ему был заказан, что предопределило его сближение с М.Н.Катковым, издателем «Русского вестника».

В этом издании и появился второй «антинигилистический» роман Лескова "На ножах", повествующий о новой фазе революционного движения, когда прежние «нигилисты» перерождаются в обычных мошенников. Старые лозунги и теории, попытки устроить бунт среди крестьян служат лишь прикрытием и орудием осуществления их преступных замыслов. Прекраснодушные и слепые «нигилисты» «старой веры», подобные Ванскок, теперь уже вызывают сочувствие. Роман с запутанным авантюрным сюжетом вызвал упреки в натянутости и неправдоподобии изображенных ситуаций (все, по выражению Ф.М.Достоевского, «точно на луне происходит»), не говоря уже о об очередных политических обвинениях в адрес автора. Более к жанру романа в чистом виде Лесков уже не возвращался.

В 1860-х он усиленно искал свой особый путь.

Екатерина Бубнова, вторая (гражданская) жена писателя.
Екатерина Бубнова, вторая (гражданская) жена писателя.

Разладил с церковностью окончательно

Во второй половине 1870–1880-х Лесков создал цикл рассказов о «русских антиках» – праведниках, без которых «несть граду стояния». Так он, по замечанию А.Н.Лескова, исполнил гоголевское завещание из Выбранных мест из переписки с друзьями: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика…».

«ужасно и несносно» видеть одну «дрянь» в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и «пошел я искать праведных, <…> но куда я ни обращался, <…> все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать».

После своей второй поездки за границу в 1875 Лесков, по собственному признанию, «более всего разладил с церковностью». В противовес своим рассказам о «русских праведниках», не имеющих официального статуса, он пишет серию очерков об архиереях, перерабатывая анекдоты и народную молву, возвеличивающую церковных иерархов, в ироничные, порой даже отчасти сатирические тексты.

Однако симпатии Лескова к нецерковной религиозности, к протестантской этике и сектантским движениям, вполне давшие знать о себе еще во второй части хроники Захудалый род, особенно усилились во второй половине 1880-х и уже не оставляли его до самой смерти. Произошло это во многом под влиянием идей Л.Н.Толстого, знакомство с которым состоялось в начале 1887 (Лесков еще в 1883 в статьях Граф Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как ересиархи и Золотой век защищал его от нападок К.Н.Леонтьева).

О влиянии, оказанном на него Толстым, Лесков писал сам: «Я именно „совпал" с Толстым… <…> Почуяв его огромную силу, я бросил свою плошку и пошел за его фонарем».
Едва ли в чем-нибудь другом человеческое легкомыслие чаще проглядывает в такой ужасающей мере, как в устройстве супружеских союзов.
Едва ли в чем-нибудь другом человеческое легкомыслие чаще проглядывает в такой ужасающей мере, как в устройстве супружеских союзов.

Вегетарианство

Вегетарианство также оказало влияние на жизнь и творчество писателя. В письме к издателю газеты «Новое время» А. С. Суворину Лесков писал:

«К вегетарианству я перешёл по совету Бертенсона; но, конечно, при собственном моём к этому влечению. Я всегда возмущался [ бойнею ] и думал, что это не должно быть так».

В 1889 году в газете «Новое время» была опубликована заметка Лескова под названием «О вегетарианцах, или сердобольниках и мясопустах», в которой писатель охарактеризовал тех вегетарианцев, которые не едят мяса из «гигиенических соображений», и противопоставил им «сердобольников» — тех, кто следует вегетарианству из «своего чувства жалости». В народе уважают только «сердобольников», — писал Лесков, — которые не едят мясной пищи не потому, что считают её нездоровой, а из жалости к убиваемым животным.

В июне 1892 года в газете «Новое время» Лесков опубликовал призыв под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».

Необходимость издания подобной книги Лесков аргументировал «значительным» и «постоянно увеличивающимся» числом вегетарианцев в России, которые, к сожалению, до сих пор не имеют книг с вегетарианскими рецептами на родном языке.

Призыв Лескова вызвал в русской прессе многочисленные насмешливые реплики, а критик В. П. Буренин в одном из своих фельетонов создал пародию на Лескова, называя его «благолживым Аввой». Отвечал Лесков тем,

что «нелепость» не есть плоти животных «выдумана» задолго до Вл. Соловьёва и Л. Н. Толстого, и ссылается не только на «огромное количество» неизвестных вегетарианцев, но и на имена, известные всем, такие как Зороастр, Сакия-Муни, Ксенократ, Пифагор, Эмпедокл, Сократ, Эпикур, Платон, Сенека, Овидий, Ювенал, Иоанн Златоуст, Байрон, Ламартин и многие другие.

Год спустя после призыва Лескова в России была издана первая вегетарианская поваренная книга на русском языке.

Николай Семёнович Лесков — создатель первого в русской литературе персонажа-вегетарианца.

Последние пять лет жизни Лесков тяжело страдал от постоянных приступов астмы, в конце концов сведших его в могилу.

Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.