Найти тему
Цирк

«Однажды в… Голливуде» — рецензия

1969 год. Ночь с 8 на 9 августа. Хиппи-сектанты убивают пятерых человек и нерожденного ребёнка, в том числе Шарон Тейт — актрису и беременную жену Романа Полански.

"Однажды в... Голливуде», как и все произведения К. Тарантино, — метафильм. То есть автор создаёт дополнительный контекст, добавляет к основной идее ещё одну, менее заметную. Цитаты, метафоры и детали — главные элементы метафильмов.

К. Тарантино создаёт кино для полубольных зрителей, каким он и сам является, — для тех, кто потратит годы на поиск авторского замысла и станет мучить сцены, лишь бы они проговорились о тайном смысле. Режиссёр «просидел» молодость в кинозалах и решил делать кино для таких же «просидевших». Отсылок на старые вестерны, традиционный японский кинематограф, шедевры новой французской волны бывает так много, что их разборы длятся два, а то и три часа. Это же полнометражный фильм!

При этом К. Тарантино снимает доступно и понятно. Картина выходит — кассы тут же наполняются, киноманы готовятся рыть и копать, а все остальные наслаждаются сюжетом, персонажами и атмосферой плёнки. Всё прекрасно. Кто он, если не гений? Так было до 2019-го, пока не вышел фильм «Однажды в... Голливуде». Свежую картину К. Тарантино зритель не оценил.

Всё потому, что замысел оказался слишком глубок. Кажется, его поняли только американские искусствоведы.

Эпоха и её погибель, по-настоящему страшный конец страшно счастливого периода хиппи — тот самый контекст, та самая незаметная идея.

Вернёмся к началу поста.

Событие с 8 на 9 августа 1969 года известно, как убийство Шарон Тейт. Оно и легло в основу фильма. Четыре члена секты «Семья Мэнсона» вторгается в дом на Голливуде, арендованный режиссёром Романом Полански. Хиппи зверствуют, действуют настолько жестоко, насколько возможно. Они крушат имущество и убивают всех, кто был в доме, — пять человек и нерожденного ребёнка. Аткинс и Уотсон, главные среди хиппи-убийц, нанесли беременной Шарон Тейт 16 ударов ножом. Общество сразу узнало о кровавом месиве и ощутило неизбежный конец кислотно-психодельнического периода.

Всё в этом деле жутко: массовое убийство произошло в Голливуде, центре американского кинематографа, и совершили его хиппи — представители субкультуры, захватившей всё и вся в 60-е.

Когда понимаешь, как тонко (Шарон Тейт появляется в несколько сценах, лишь намекая зрителю на реальные события; хиппи же нападают на соседний дом) К. Тарантино заявляет о трагедии — личной и общественно-культурной, — хочется только встать, похлопать и тихо заплакать.

Те, кто не смотрел, — просим вас! Тем же, кто давно оценил фильм, советуем пересмотреть его. Теперь вы знаете смысл и контекст, а значит, второй просмотр необходим!

#рецензия кино голливуд тарантино хиппи