Снять фильм по произведению Ильфа и Петрова, было одним из больших желаний Леонида Гайдая, но долгое время ему это не удавалось. Не удалось и после съёмок "Кавказской пленницы". В Госкино Гайдаю отказали из-за того, что в это время уже снимался фильм "Золотой телёнок".
Но не сидеть же талантливому режиссёру без дела! Гайдай, благодаря Якову Костюковскому, узнал историю о европейских контрабандистах, которые перевозили драгоценности в липовых гипсовых повязках.
Вскоре, история была перенесена в сценарий и в советские реалии.
Уже на этапе работы над сценарием, было ясно, кто исполнит главную роль. Сценарий изначально создавался под роль Юрия Никулина, который тоже подготовился заранее и взял для съёмок отпуск в цирке.
А вот на роль героев-антагонистов актёров подобрать оказалось не так просто.
На роль Козодоева пробовался Вицин, но Гайдай не хотел, чтобы этот герой ассоциировался с Трусом. Также, на роль претендовал Пуговкин. Но когда Гайдай увидел игру Андрея Миронова, он понял, что это то, что нужно.
Михаил Пуговкин заявлялся и на роль второго контрабандиста. Помимо него, на эту роль претендовали ещё многие именитые актёры, но досталась роль А. Папанову.
Помимо столь ярких звёзд кино, в "Бриллиантовой руке" снялись и непрофессиональные актёры.
Вместе с Юрием Никулиным, в фильме снялись и члены его семьи. Жена Никулина исполнила роль экскурсовода, а сын сыграл роль мальчика, который спас Козодоева.
Помимо сына Никулина, Козодоева хотели спасти и настоящие спасатели. Миронов играл очень убедительно и в то, что ему требуется помощь, поверили все, кто мог его услышать.
Помните того крупного, волосатого мужчину с черепом на груди, при встрече с которым, герой Никулина изрядно растерялся?
Эту роль тоже исполнил не профессиональный актёр. Леонид Плешаков был журналистом, которому повезло очутиться за одним столом с Юрием Никулиным. Плешаков показался Никулину человеком подходящего типажа и его пригласили на съёмки.
Гайдаем, на съёмочной площадке, была создана атмосфера, располагающая к импровизации. Каждый рабочий день он начинал с разминок, в ходе которых актёры могли предлагать идеи, которые лучше раскрывали бы их персонажей.
Есть в фильме и пример неконтролируемой импровизации. В ходе съёмки сцены с рыбалкой, Папанову пришлось очень много времени провести в холодной воде. По тем или иным причинам, снять всё с одного дубля не получалось.
В какой-то момент Папанов не выдержал и сгоряча назвал своего ассистента идиотом. Гайдаю это выражение показалось органично вписывающимся в образ Папанова и в сложившуюся по сценарию ситуацию. Кадры попали в финальную версию фильма.
Есть в фильме и травмоопасные сцены, в большей части которых задействован Никулин.
Юрию Никулину никак не удавалось правильно упасть для ключевой сцены с арбузной коркой. Точнее, с самим падением никаких проблем не было, всё же Никулин имел немалый опыт цирковой работы, а вот наступить на корку почему-то не получалось. Для съёмок сцены пришлось использовать дублёра.
Сцена с разбивающимся в ресторане стеклом могла плохо закончиться. Было недостаточно хорошо рассчитано, как именно разобьется стекло. Когда верхняя часть стекла начала падать вниз, это стало неожиданностью для съёмочной группы, но к счастью, всё обошлось.
А вот с подъёмным краном всё сложилось не так удачно. Не планировалось, что Никулин получит по шее удар краном, но опять же, где-то были неточности в расчётах.
Нужно отдать должное мастерству Никулина, который не смотря ни на что, невозмутимо доиграл сцену.
Когда фильм был снят, пришло время проходить цензуру. Гайдай и здесь проявил находчивость, подкинув цензорам концовку фильма с ядерным взрывом. Такая концовка не могла не отвлечь внимание.
Все старания режиссёра и его съёмочной группы оправдались. "Бриллиантовая рука" стал одним из самых кассовых фильмов, за всю историю советского кино.