13 сентября – день рождения известного российского музыканта, исполнителя и автора песен Александра Яковлевича Розенбаума. В этом году ему исполняется 70 лет. В российской песенной культуре он стоит особняком. Его произведения знают слушатели разных поколений и музыкальных предпочтений. По случаю юбилея в традиционном для канала формате предлагаю вспомнить несколько его знаменитых произведений, уже успевших стать классикой российской песенной культуры.
Все знают, что по своей первой специальности Александр Розенбаум – медик. В начале своей трудовой биографии он несколько лет работал на скорой помощи. Исполнитель отмечал, что считает специальности «скоропомощника» и участкового врача, воспринимаемые как наиболее будничные, самыми важными и главными в медицине. Врачебное прошлое по словам Розенбаума оказало большое влияние на его музыкальную деятельность.
«Если моё творчество брать за сто процентов, то без медицины я выше 60-ти не прыгнул бы точно», - говорил Розенбаум.
Музыка присутствовала в жизни Розенбаума с ранних лет. Мы привыкли к его образу исполнителя с гитарой, однако в последние годы он нередко появлялся на сцене вовсе без инструмента или садился за рояль. Не знакомые с его биографией слушатели, возможно, подумали, что играть он научился уже «постфактум», когда стал известен и перешел из любителей в профессионалы. На самом деле юный Саша Розенбаум закончил музыкальную школу по классу фортепиано, и многие свои произведения он написал на клавишном инструменте. Гитару будущий популярный певец осваивал самостоятельно.
Свои первые песни Александр Розенбаум сочинил ещё в 1968 году. Катаясь в карете скорой помощи, он параллельно занимался музыкой, как хобби. А с 1980-го года ушел из медицины, играл в нескольких музыкальных группах, стал сотрудником Ленконцерта и через несколько лет заявил о себе как о сольном исполнителе, вызвав большой интерес у аудитории и обретя популярность. Первое официальное выступление он давал «на пару» с бардом Евгением Клячкиным, в начале концерта исполнив четыре песни. Розенбаум вспоминал, что ему было неудобно перед коллегой, так как после короткого сета, часть аудитории, пришедшая специально на него, покинула зал. Путь Розенбаума к слушателю был непростым, на официальном уровне его долго не принимали, запрещали, что не мешало народной популярности.
Облик исполнителя и его роль в отечественной песенной культуре.
О том, в каком жанре работает Розенбаум, можно спорить долго. Его творчество часто рассматривают на стыке шансона, эстрадной музыки и авторской песни. Сам же Розенбаум «открещивается» от разного рода определений. «Мой жанр - Розенбаум», - говорил он. Его фигура – отличный пример условности любого жанрового деления и нецелесообразности попыток классификации творчества того или иного артиста. «Вы меня не втисните ни в один жанр», - уточнял исполнитель.
Понятие «русский шансон», под которым принято объединять целую совокупность разных явлений песенной культуры, отразившихся на творчестве Розенбаума, сам исполнитель не признает и призывает разграничивать понятия «шансон» и «блатная песня». Последняя в представлениях исполнителя не ограничивается только «тюремной» лирикой и произведениями около-криминальной тематики. Представители музыкальных СМИ и простые слушатели часто применяют к нему слово «бард». Насчет принадлежности к бардовской песне Александр Яковлевич, обыгрывая утрированный стереотипный образ, однажды отшутился, что «у него нет таких свитеров», как у бардов. А если серьёзно, к бардам он сам себя не относит, но в то же время говорит о большом влиянии на своё творчество Александра Вертинского, которого, как известно, принято считать одним из «предвестников» советской авторской песни. Среди моих знакомых немало любителей этого музыкально-поэтического направления и по своему опыту могу сказать, что в «бардовских кругах» Розенбаума «за своего не признают».
В зарубежной музыке есть такое понятие как «singer-songwriter», имеющее почти дословный аналог в русском – «автор-исполнитель», хотя у нас него вкладывают несколько иное содержание. Александр Розенбаум воплотил в отечественном песенном дискурсе этот формат артиста.
Перейдем к подборке, представляющей краткий обзор некоторых песенных произведений Александра Розенбаума.
«Вальс-бостон»
Автор включает эту песню в ТОП-15 своих произведений.
«Как часто вижу я сон,
Мой удивительный сон,
В котором осень нам танцует вальс-бостон», -
эти строчки неизбежно всплывают в памяти при упоминании фамилии Розенбаум.
Написал он эту песню в 1981 году, в родном Ленинграде, на квартире своего друга, у которого оставался на ночь. По утру музыканта осенило, он сел за рояль и, по его словам, быстро сочинил это произведение. В то время Розенбаум вместе с Альбертом Асадуллиным играл в группе «Пульс». Его коллеги по коллективу первыми услышали будущий хит. Он исполнил его на следующий день после написания на репетиционной базе в Артиллерийской академии.
По словам Розенбаума, эта песня стала народным хитом вопреки своей музыкальной эстетике, автор отмечает, что использовал в ней джазовые мотивы.
Утиная охота
«Лечить - так лечить, любить - так любить, гулять - так гулять», -
ушедшие в народ строки звучат как своего рода «экзистенциальный девиз.
Популярнейшая песня «Утиная охота» была написана Розенбаумом фактически «по реальным событиям», в тот период, когда он уже обрел известность в народе, но ещё не был официально признан и недооценивал масштабы своей популярности. Вместе с друзьями он отправился в Узбекистан, где его представили как поэта и композитора из Ленинграда. Один из пастухов заявил, что у него есть пленка с песнями.
В среднеазиатскую республику друзья приехали, чтобы отправиться на охоту в междуречье в районе Кызылкума. Так тема будущей песни родилась под впечатлением от популярного мужского занятия, дополнившись жизненными размышлениями автора.
В 1990-м году на экраны вышел комедийный фильм «Гулять так гулять. Стрелять так стрелять». Главную роль сыграл Игорь Угольников. Основывалась картина на произведениях Л. Измайлова и Г. Дочанашвили. Считается, что название для картины вдохновлено хитом Розенбаума. Песня к тому времени уже была хорошо известна, а строки из неё стали крылатыми.
«Налетела грусть»
Город на Неве, вдохновлял, пожалуй, всех творческих людей, чья судьба была связана с ним. Александр Розенбаум – коренной ленинградец. Музыкант подчеркивал, что из двух названий, которые город носил при его жизни «Ленинград» ему ближе. Он поэтично назвал северную столицу своей «большой коммунальной квартирой», в которой родился и прожил всю жизнь.
Образами и атмосферой родного города преисполнена очень «питерская» по духу песня «Налетела грусть». Прогулка «по невской земле», выраженная в поэтических строках Александра Яковлевича стала одновременно и признанием в любви Петербургу-Ленинграду и образцом гражданской лирики, неким размышлением о жизни и стране. Образ «облаченного в леса Спаса-на-Крови» многие посчитали «пророческим».
«Песня еврейского портного» («Песня старого портного»)
Давно обратил внимание на эту проникновенную, глубокую по содержанию песню и искал повод осветить её на своём канале. Юбилей автора – как раз подходящая ситуация для разговора. На регулярной основе песни Александра Розенбаума, кроме него самого, не так часто кто-то поёт. «Песня еврейского портного» или "Песня старого портного" - одно из тех произведений, которое известно не только и не столько в авторском исполнении. Многие слышали её из уст Михаила Шуфутинского и даже считают его исполнение более удачным. Известный исполнитель включил в свой репертуар несколько песен авторства Розенбаума.
Песня исполняется от лица умудренного опытом, прожившего жизнь человека:
«Было время были силы, да уже не то
Годы волосы скосили».
Содержательно она соотносится с нынешним образом автора-исполнителя, признанного мэтра. Однако это одно из ранних произведений. Сложно поверить, что эти строки вышли из-под пера молодого, 24-летнего врача скорой помощи. Дело было в середине 70-х годов, как у него родились такие «зрелые» стихи – известно только самому Александру Яковлевичу. Возможно, роль сыграл род деятельности. Работник скорой помощи регулярно сталкивается со смертью и с пожилыми людьми, что могло навести на размышления, но это только моё смелое предположение.
В исполнении Шуфутинского версия «Еврейского портного» была представлена на альбоме «Киса-Киса». Эта песня на какое-то время рассорила коллег. Пишут, что Розенбаум, как автор песни, предъявил претензии к компании-издателю диска и даже обращался в суд или планировал обратиться. Подробностей этой истории я не знаю, и за её правдоподобность ручаться не могу.
«Когда я поехал за рубеж, у меня спрашивали, почему я пою песни Шуфутинского. Тогда меня это, конечно, задело», - говорил Розенбаум.
Даже в России «Песню еврейского портного» часто ассоциируют с Шуфутинским, порой не упоминая автора и далеко не все знают, кто на самом деле её написал.
Музыканты какое-то время не общались, но потом примирились и даже устраивали совместные выступления. «Еврейского портного» они дуэтом спели в эфире «Первого канала» в рамках программы «Сегодня вечером».
В наши дни эта песня периодически звучит на ТВ в исполнении разных певцов, участников музыкальных шоу. В проекте «Ну-ка все вместе» её спел конкурсант из Израиля Влади Блайберг, ранее уже засветившийся на другом канале в «Голосе». Своё выступление с песней Розенбаума он посвятил памяти деда. В финал певец не прошел, но его трогательное исполнение запомнилось многим телезрителям.
В недавно завершившемся сезоне проекта «Три аккорда», где одним из членов жюри был Розенбаум, эту песню спел Евгений Дятлов.
«Вещая судьба»
Известнейшим образцом философской лирики в песенном творчестве Розенбаума является песня «Вещая судьба» - размышление о человеческой жизни, о пройденном пути проб и ошибок. Она чем-то схожа с предыдущим произведением, в обоих композициях лирический герой представляется опытным, пожилым человеком, бросающим ретроспективный взгляд на свою судьбу.
«Полем, полем, полем, белым-белым полем дым, волос был чернее смоли, стал седым».
Если название песни «Вещая судьба» кому-то покажется незнакомым, многие узнают её по этим строчкам припева.
Песня – ретроспективный взгляд на человеческую жизнь - зазвучала из уст Розенбаума давно и написана отнюдь не старым человеком. Точной даты её создания я не нашел, композиция фигурирует на пластинке «Мои дворы» в 1986 году. В честь неё название «Вещая судьба» получил сборник песен Розенбаума 1993 года.
«А, может, не было войны»
Великая Отечественная война - рваная рана нашей истории XX века, это одна из самых сложных тем для песенной лирики, тем не менее, к ней неизменно обращаются музыканты разных возрастов. Рожденный в 1951 году Александр Розенбаум – наследник «военного поколения», он неоднократно слышал в свой адрес упреки в стиле «как можно писать о том, чего не знаешь».
«Отец всю войну прошел. Мы росли, когда ветеранам было по 30-35 лет, мы выросли в таком потоке информативном о войне, поэтому не писать об этой войне я просто не мог, она во мне», - отвечал Розенбаум.
Одним из самых известных произведений, написанных представителями послевоенных поколений, стала песня Розенбаума с провокационным на первый взгляд названием «А, может, не было войны?». Обращаясь к ярчайшим трагическим образам, описывая преступления фашизма, автор использует принцип «от противного». «А, может, не было войны?» - спрашивает он, «но война была», - сквозит сквозь строки песни. Каким стал бы мир, если бы ему не довелось пережить тех страшных лет, горестей, бед и лишений? Но всё это было и остается в памяти поколений, став частью культурного кода. С каждым годом военные события всё дальше, тем, кто родился и живет под мирным небом, она известна по рассказам, фильмам, книгам, фотографиям, документальным программам, и в этом смысле песня Александра Яковлевича, написанная в середине 80-х, становится еще актуальнее.
Песня «А, может, не было войны» открывает его пластинку «Эпитафия», изданную в 1986. На ней же представлены и другие известные песни военной тематике, например, посвященная судьбе родного города композиция «Дорога жизни» и широко известная песня «На войне, как на войне».
«Черный тюльпан»
Афганская война также нашла отражение в творчестве Розенбаума. Он – свидетель событий, автору-исполнителю довелось лично побывать в Афганистане, впечатления вылились в песню, которую справедливо называют одной из знаковых, как в творчестве Розенбаума, так и среди песенных произведений, обращенных к теме афганской войны.
«Для меня эта песня главная» - говорил о ней Александр Яковлевич.
Полное называние произведения «Монолог пилота Черного тюльпана», часто обозначается просто как «Черный тюльпан». Поэтичным прозвищем окрестили самолеты Ан-12, на которых в Советский Союз вывозили тела павших бойцов.
Позже образ «Черного тюльпана» в виде цветка вошел в общественное сознание как один из символов той войны и фигурирует во многих мемориалах, обращенных к памяти павших в Афганистане. А песенным «памятником» стала композиция Александра Яковлевича Розенбаума.
В прессе описывался один случай из жизни, связанный с этой песней. В 1989 году на концерте во Владивостоке, исполняя «Черный тюльпан» Александр Яковлевич заметил, что в зале началась суматоха. Исполнитель прервал песню и спустился к публике. Одна из зрительниц потеряла сознание. Её единственный сын недавно погиб в Кандагаре. Песня произвела на неё такой эмоциональный эффект, что женщина лишилась чувств. Александр Яковлевич не стушевался, применил навыки своей первой профессии и оказал женщине необходимую медицинскую помощь.
Александр Розенбаум вспоминал, что за эту песню ему «пришлось повоевать». В частности, предметом нападок, по его словам, стала фраза «С водкой в стакане». Песня была написана и исполнена в период антиалкогольной компании.
«Ау»
«Я хотел бы подарить тебе песню», - запел в середине 90-х популярный автор-исполнитель, к тому моменту уже подаривший публике немало хитов. Коротенькое «Ау», вынесенное в название песни, врезалось в память слушателей. Эта песня закрывала выпущенный в 1996 году альбом с романтическим названием «На плантациях любви». В тот же год благодаря песне «Ау» Александр Розенбаум впервые в своей карьере становится лауреатом популярной премии «Золотой граммофон».
Песня стала одной из самых узнаваемых и перепеваемых. Розенбаум пел её дуэтом с другими артистами. В концерте «Песни для любимых» «Ау» была исполнена совместно с Ириной Аллегровой.
Композиция неоднократно становилась объектом музыкальных пародий на исполнителя, а также звучала в различных телевизионных шоу. Например, в проекте «Универсальный артист» в выпуске, посвященном шансону и авторской песне, «Ау» для исполнения выбрал Сергей Галанин.
Число популярных и широко-узнаваемых песен Розенбаума исчисляется десятками, но если же всё-таки попытаться выявить «самые-самые», то при взгляде из сегодняшнего дня «Ау» точно войдет в их число.
Эпилог и бонусы
Александр Яковлевич нередко прибегал в своём творчестве к фольклорным стилизациям. Сразу несколько его произведений по эстетике отражают дух песенной культуры казачества. Он выпустил целую пластинку «Казачьи песни». Наиболее известны: «Есаул молоденький» и «Только пуля казака во степи догонит», официально она называется просто «Казачьи».
В завершении, в качестве бонуса. поставлю ещё одну известную песню – «Заходите к нам на огонек». Розенбаум называл композицию «кабацко-тоскующей», «гулевой». Её также исполнял М. Шутфутинский.
К Александру Розенбауму многие относятся противоречиво, его эстетика, жизненная и творческая позиции близки далеко не всем, но нельзя отрицать его вклад в песенную культуру.
У каждого свой список любимых песен Александра Розенбаума, поэтому я никогда не оперирую на своём канале такими понятиями как «лучшие», «главные» и т.д. Кому-то больше нравятся военные песни Розенбаума, кому-то - философские, лирические или «откровенно блатные».
Как мэтр отечественной музыки к широкой популярности исполнитель относится спокойно, делает то, что может и считает нужным, воспринимая славу и регалии как аванс, выданный ему публикой.
Пишите, какие песни Розенбаума нравятся вам.
С юбилеем, Александр Яковлевич.
Материал рассчитан на широкую аудиторию и основывается на информации открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.