Найти в Дзене
📚 МемуаристЪ

Сталин пропесочил командира ВДВ

Сталину пришлось едва ли не разнимать двух великих лётчкиков Великой Отечественной. Речь про будущего командира ВДВ, маршала авиации Сергея Руденко и легендарного лётчика Михаила Громова.

Рассказывает об этом сам маршал Руденко в своих мемуарах. Парни оба были лихие и что называется, заискрило. Сначала в опалу попал Громов, а потом и Руденко оказался чуть ли не у расстрельной стенки за самоуправство.

Еще и к Верховному провинившегося Руденко привезли в ночь и с гулянки с давними курсантских времён ещё товарищами. Сам будущий маршал пишет, что ничего хорошего после эдакого «скандала» от Сталина не ждал.

Весна сорок второго года, Руденко тогда командовал Калининским фронтом. В одну из его дивизий назначили командиром знаменитого лётчика Михаила Громова.

Лётчика великого, без дураков. Тогда уже Герой Советского Союза, обладатель мировых рекордов дальности. Летал еще с двадцатых годов на недостижимые для тех времён дистанции. То в Токио, то в Калифорнию. Знаменитость мирового масштаба!

Еще и выдающийся испытатель новой техники. Человек опытный, отважный и крайне популярный. При этом совершенно невоенный.

Вот эта популярность и сыграла с лётчиком злую шутку. Зазвездился малость, грубо говоря, товарищ Громов.

Причём Сталин, назначая гражданских героев-лётчиков командовать войсками, очень хорошо понимал – будет непросто. Но использовать на фронте великих лётчиков было необходимо, нужно было дать им набраться фронтового опыта.

Поэтому дивизия Громова была сформирована особым образом. В отличие от обычных строевых дивизий, Громову полагался заместитель.

В своих мемуарах Руденко отрицает, что копал под Громова, но очень похоже, командиры не сработались. Любимец Сталина, мировая знаменитость Громов не очень-то собирался подчиняться.

К тому же, Громов из дворян-интеллигентов, а его командир Руденко из простых, сапожником начинал. А очередной раз Руденко просто наорал на Громова, обозвав аристократом, это ему Сталин тоже потом припомнит.

В мемуарах Руденко выдаёт это всё за ошибки штабных писарей. Давайте разбираться.

Громова вызвали в Москву, Руденко отдал приказ командировать комдива, а на время отсутствия дивизию доверить другому великому гражданскому лётчику Байдукову.

И вдруг на следующий день скандал. Звонок из штаба ВВС – кто дал указание отстранить Громова от командования дивизией? Стали разбираться, действительно, штаб оформил приказ на командировку как снятие с поста командира. Приказ так и ушёл через связистов в Москву.

Если Руденко не лукавит – бардак у него царил в штабе первостатейный. Мало того, что приказ изложен неверно, так и ушёл в Москву без подписи командира. Сразу вопрос – а с другими боевыми приказами у него как? Тоже писари пишут, что на душу положит?

Сталин авиации уделял всегда особое личное внимание, а тут ещё и в прямое нарушение приказа Главнокомандующего его любимца, легендарного Громова снимают с поста комдива. Что там происходит вообще? Вождь немедленно вызывает к себе главкома ВВС Жигарева.

Оказалось, Громов был на докладе у Сталина. На прощание Верховный пожелал лётчику удачи и скорейшего возвращения в дивизию. Тут-то Громов и пожаловался, что, мол, пока ездил в Москву, с командования его сняли.

Сталин потребовал объяснений. Рассказы про оплошавшего писаря, оплошавшего комиссара, тоже подписавшего приказ, оплошавших связистов, отправивших приказ без разрешения командующего фронтом, Верховного просто вывели из себя. Ещё и по докладам Руденко выходило, что никто в ситуации не виноват, как-то само.

Сталин отдаёт приказ снять с должностей всю эту заигравшуюся братию. От командующего фронтом Руденко, до комиссара, начштаба и командира связистов. Решение жёсткое и стремительное.

И дело тут не в жалобе любимчика Громова. Сам Руденко в мемуарах пишет, что решение Сталина – правильное! Причём написано это в 1985 году, когда Сталина было принято поливать чем угодно. Но нет, Руденко честно пишет – сложившаяся ситуация со штабной работой требовала чрезвычайных мер.

Более того, на место Руденко командовать Калининским фронтом назначают его бывшего подчинённого – Громова! Лётчика ещё военного не вполне. После такого Руденко ждал чего угодно – от расстрела, до вечной ссылки командовать дальним гарнизоном.

Руденко вызывают в Москву и оставляют ждать указаний. Боевой лётчик денёк поскучал в гостинице и пошёл кутить с друзьями по академии. В мемуарах он, правда, пишет, что всего лишь решил у них заночевать. Но верится в это, зная бесшабашный характер комфронта, с большим трудом.

Утром Руденко прямо из гостиницы забирают в штаб ВВС к Жигареву. Очередной скандал. Оказалось, ночью Жигарев был на докладе у вождя. Поднялся и вопрос что делать с этим распоясавшимся гусаром Руденко. Сталин и говорит – ну-ка, доставьте его ко мне, поговорим и решим наказать или наградить.

Искали полночи – один из высших генералов авиации пропал посреди Москвы! А найти не могут, в гостинице нет, в штабе не доложился где будет. И опять не шутки, Война идёт, командиры такого уровня всегда на связи быть должны. Сталин несколько раз справлялся – нашли или нет?

Под утро Сталин раздражённо высказал Жигареву, что, мол, понятно всё с проштрафившимся генералом. И тогда наломал дров и сейчас пьянствует в ночь, поди. Ну и Жигареву за подчинённого влетело. В общем, после такого разговора с Жигаревым настроение у Руденко упало совсем.

Жигарев распорядился жёстко – генерала в кабинет под охрану. Не арест, но не пускать никуда. Еду доставить прямо в штаб. Пока не решится вопрос у Сталина о судьбе лётчика.

Вечером Жигарев сам повёз Руденко в Кремль к вождю. Сам генерал пишет, был почти уверен – после такого Сталин с ним возиться не будет, да и Жигарев думал так же.

Зашли к Сталину, вождь как будто не обратил на них внимания – кивнул, чтобы садились. В самом разгаре шло совещание по обстановке на Брянском фронте. Руденко ждал разноса от вождя.

Но Сталин вдруг начал крайне предметно задавать вопросы по работе нашей авиации на фронте. Почему мало используются современные приборы? Почему по старинке, как в Первую мировую, летают только вдоль рек и железных дорог? Почему часто выходят мимо районов бомбометания?

Руденко стал докладывать по делу, коротко и чётко. Как что и почему. В очередной раз пишет, отдаёт дань уважения Сталину – потому как конкретные вопросы вождя показывали очень глубокое знакомство с обстановкой в войсках.

Вспомнили и аристократа. Почему комфронта позволяет себе оскорблять подчинённых, которые с ним не согласны?

На это Руденко доложил, что при подготовке штурмовки Мончалово комдивам ставилась задача подготовить атаку и доложить в пять утра командующему. Все доложили, кроме одного. По всей видимости, этот один и был Громов.

Который отправил на доклад своего начштаба, а сам пошёл спать. Поведение для командира, мягко говоря, странное. Ну звезда, что возьмёшь.

Руденко вспылил, обозвал комдива аристократом и приказал будить. Не побоялся обидеть Сталинского любимчика. Сталин над историей только посмеялся, мол, правильно подняли с кровати, дело не в личных обидах, про дело думать нужно.

Вердикт Сталина оказался неожиданным даже для командующего ВВС. Убедившись, что дело Руденко знает крепко, Сталин предлагает ему повышение! Руденко предлагают возглавить особую авиационную группу Ставки.

Задача этой группы помогать авиацией в особо тяжёлых ситуациях. Усиливать фронт там, где самое жаркое место. Это не просто не наказание, это максимальное доверие!

Вот так, Громов, конечно, был любимчик и мировая знаменитость, но Сталин справедливость ставил превыше всего. Как он сказал – дело не в обидах, Война идёт. Дело прежде всего!

Своего Героя Советского Союза Руденко тоже получит из рук Сталина. Как и командовать новым родом войск – десантниками, ВДВ его назначит лично вождь.

Так что Сталинские растрелы «ни за что» бывают только в байках нынешних либералов. Сталин очень хорошо разбирался в людях, ценил профессионалов и всегда умел поставить человека на нужное место, где тот может принести максимальную пользу. Ну и на награды не скупился, если заслужил.

МОИ КНИГИ ОБ ЭПОХЕ СТАЛИНА и АЛЬБОМЫ ВИА МЕМУАРИСТКИ