Доброго времени суток, уважаемый читатель.
Сегодня предлагаю поговорить про сущности, которые принято называть лесной нечистью. Уверен ты и сам сможешь назвать множество ее видов, которые можем найти и в открытых источниках, например:
- Леший
- Полевой
- Боровик
- Моховик
- Лесавки
Но не будем сейчас делать акцент на классификации, а поговорим про одного из них - Лешего.
Вспомни: бывает каждое лето ходишь за грибами в свое место, которое приметил несколько лет назад. Казалось бы, дорога хоть и дальняя, но знакомая, ноги сами несут по приметным местам.
А вдруг раз, на секунду казалось задумался, а вокруг уже не знакомая светлая лесная тропинка, а чащоба с поваленными высохшими деревьями, кустарники все какие-то без листьев, голые, дубы с облезшей корой стоят, кривые. А сама трава пожухлая, вялая, пятна на ней черные, непонятно - земля это такая или листья позапрошлогодние до сих пор лежат - как-будто сгорело все и не растет больше. И солнце здесь не так светит, а как-будто бы издалека. По сторонам смотришь - не понимаешь как попал сюда и как выйти. Идешь, казалось бы, в верном направлении к знакомым местам, а все не выходишь. И тут сердце начинает стучать в груди и голова немного кружится - начинаешь осознавать, что заблудился, а сам не понимаешь как. И тут вспоминаешь, что когда-то давно слышал про Лешего, который заплутать может. И про себя идешь проговариваешь: "Дедушка Леший, не плутай, выведи меня обратно, ничего плохого лесу твоему сделать не хотел." А потом как с тропинки своей свернул, также на нее и возвращаешься, внезапно поняв, что в знакомых местах и помнишь это приметное дерево с дуплом.
Или бывает идешь и ощущение такое, что смотрят за тобой - даже не просто смотрят, а пристально следят, аж в затылке свербит. И страшно становится, постараешься из леса выйти побыстрее. Сам себе признаться не можешь, что испугался и чужое внимание чувствуешь, а ноги будто сами по себе быстрее нести начинают и сердце бьется быстрее. На опушку вышел - отошел еще немного и все, внимание пропало, напряжение с тебя с падает. Идешь и думаешь, что ерунда это все, показалось. Сам над своей глупостью смеешься.
Думаю, каждый из нас в детстве слышал от дедушек-бабушек рассказы про Лешего. Кто-то упоминал его как злого духа, который обитает в своих лесных владениях и только ждет возможности завести путника в непроходимую чащобу либо утопить в трясине. А кто-то не иначе, как Дедушку Лешего, которому перед входом в лес надо поклониться и попросить разрешения походить по угодьям и который человека с добрыми намерениями непременно выведет в самое грибное место, приведет на самую ягодную поляну.
Предлагаю разобраться, откуда взялись столь противоречивые мнения об одном из главных героев нашего фольклора.
Достоверных сведений, к сожалению, о том, как века назад наши далекие предки относились к Лешему, в настоящий момент найти невозможно. Отчасти из-за того что Леший является одним из элементов устного русского народного творчества и каких-либо записей о нем просто не существует - можно только найти различные авторские интерпретации касательно него как в детских сказках, так и в фантастических произведениях, где Леший предстает в различных ипостасях.
Предлагаю, отбросив авторские интерпретации, обобщить то представление, которое сложилось о Лешем в различных уголках нашей родины. В настоящей статье буду приводить представления своих знакомых, родившихся, выросших и проживающих в различных регионах России. Без имен, просто приводя регионы:
Прошу заметить, что выраженные мнения в полной мере не отображают полноту представления о Лешем в том или ином регионе, но все же люди, выросшие в определенной местности так или иначе имеют общность во мнении. Очень интересует мнение людей с севера и юга центральной части России, а также жителей Сибири и Дальнего Востока. По возможности - прошу написать, что с детства известно вам.
- с. Саввинская Слобода, Одинцовский г.о., Московская область: "В деревне, откуда я родом, несмотря на то, что большинство населения относит себя к культуре православного христианства, Лешего знают и почитают по сей день. Здесь он хозяин леса, который строго, но справедливо блюдет порядок на своей территории. Никто из местных жителей и в жизни не подумает, чтобы пойти в лес на прогулку, за грибами или ягодами, не взяв с собой соответствующего подношения, в качестве которого используются, как правило, кусочек домашнего пирога, молоко, мед. Оставляются подобные подарки при входе в лес, затем следует спросить у Хозяина леса разрешения и некоторое время подождать, если при этом ничего настораживающего не произошло, значит дорога в лес открыта, а в противном случае, лучше сразу уйти от греха подальше. Отсутствие подношения грозит в лучшем случае тем, что Вы придете из леса с пустыми руками, в худшем - заплутаете или получите травму на ровном месте, например, не увидев торчащий из земли сук. Покидая лес, не забудьте поблагодарить Лешего, за оказанное Вам гостеприимство и щедрость. "
- г. Санкт-Петербург: "Леший обитает в лесу, но не в любом, а большом и старом, где минимально присутствие человека. Насколько известно, сбивает с тропы путников. Может огоньками завести в болото. Помнится, при каких-то условиях может поиграть с путником в загадки. Однако уже не помню, что будет, если человек проиграет. В детстве рассказывали, что они с Водяным братья. Говорят при входе в лес надо разрешения спрашивать. А в самом лесу не мусорить, костры не оставлять горящие, а то можешь заблудиться и не выйти."
- с. Калинники, Бирский р-н, Респ. Башкортостан: "Знаешь, считаю себя человеком далеким от всего этого. Но вот сейчас задумался, что в него с детства верю. Вот вроде бы сам крещенный, про Бога иногда вспоминаю, а в Лешего верю. Меня еще отец в детстве учил - мы с ним часто грибы набирали - целый багажник, а потом из багажника в ванную ведрами носили, в ванной чистили. За рыбой тоже часто ходили, тоже домой потом много носили. Все веревки бельевые на балконе заняты были - рыба соленая сушилась. В пятиэтажке жили, так соседи все удивлялись, как столько всего набираем всегда. Так отец всегда говорил: в лес когда входишь - панаму сними, в правую руку возьми и до земли поклонись. Скажи: "Деда Леший, дай по лесу походить, грибов-ягод набрать, обещаю вреда не нести." Только это запомнил, но что-то еще говорил. Я маленький был, как игру воспринимал - вместе с ним поклонялся и слова повторял. А потом вырос и перестал в лес ходить, да и отца не стало. Как женился и дочь появилась - дом купили в деревне и стали за грибами ходить. Не помню всего, что говорить надо, но всегда кланяюсь и говорю что от отца запомнил. Постою еще немного в поклоне уважение высказать и потом в лес иду. Как отец не набираю конечно, но все-равно много получается. Жена готовить все не успевает - продает ведрами у дороги. Еще помню учил меня носки выворачивать - чтобы не заплутать. И курил когда - окурки все с собой забирал."
Итак, выводы можно сделать следующие: наш, русский человек, даже крещенный, все-равно верит в народные приметы и героев своего фольклора, пусть даже не до конца, но допускает мысль о его существовании. Обобщив можно сказать, что перед входом в лес необходимо тем или иным образом выразить Лешему свое уважение, можно принести ему гостинец. В его угодьях вести себя следует как приличный гость - вы ведь в чужом доме не ломаете мебель и не кидаете на дорогую плитку пола бычки и кожуру от бананов. Выйдя из леса - обязательно надо поблагодарить, даже если не нашли того, за чем пришли.
И помни, уважаемый читатель, - даже если ты твердо уверен, что никаких леших и прочих лесных духов нет, то все-равно можно провести вышеописанный несложный ритуал - от тебя не убудет, да и к тому же мир настолько разнообразен и не исследован, что может все-таки краешком сознания допустишь мысль о существовании Дедушки Лешего?