Найти тему

Немного о русской лесной нечисти

Мещерский лес, г. Москва, 2018 год.
Мещерский лес, г. Москва, 2018 год.

Доброго времени суток, уважаемый читатель.

Сегодня предлагаю поговорить про сущности, которые принято называть лесной нечистью. Уверен ты и сам сможешь назвать множество ее видов, которые можем найти и в открытых источниках, например:

  • Леший
  • Полевой
  • Боровик
  • Моховик
  • Лесавки

Но не будем сейчас делать акцент на классификации, а поговорим про одного из них - Лешего.

Вспомни: бывает каждое лето ходишь за грибами в свое место, которое приметил несколько лет назад. Казалось бы, дорога хоть и дальняя, но знакомая, ноги сами несут по приметным местам.

А вдруг раз, на секунду казалось задумался, а вокруг уже не знакомая светлая лесная тропинка, а чащоба с поваленными высохшими деревьями, кустарники все какие-то без листьев, голые, дубы с облезшей корой стоят, кривые. А сама трава пожухлая, вялая, пятна на ней черные, непонятно - земля это такая или листья позапрошлогодние до сих пор лежат - как-будто сгорело все и не растет больше. И солнце здесь не так светит, а как-будто бы издалека. По сторонам смотришь - не понимаешь как попал сюда и как выйти. Идешь, казалось бы, в верном направлении к знакомым местам, а все не выходишь. И тут сердце начинает стучать в груди и голова немного кружится - начинаешь осознавать, что заблудился, а сам не понимаешь как. И тут вспоминаешь, что когда-то давно слышал про Лешего, который заплутать может. И про себя идешь проговариваешь: "Дедушка Леший, не плутай, выведи меня обратно, ничего плохого лесу твоему сделать не хотел." А потом как с тропинки своей свернул, также на нее и возвращаешься, внезапно поняв, что в знакомых местах и помнишь это приметное дерево с дуплом.

Или бывает идешь и ощущение такое, что смотрят за тобой - даже не просто смотрят, а пристально следят, аж в затылке свербит. И страшно становится, постараешься из леса выйти побыстрее. Сам себе признаться не можешь, что испугался и чужое внимание чувствуешь, а ноги будто сами по себе быстрее нести начинают и сердце бьется быстрее. На опушку вышел - отошел еще немного и все, внимание пропало, напряжение с тебя с падает. Идешь и думаешь, что ерунда это все, показалось. Сам над своей глупостью смеешься.

Думаю, каждый из нас в детстве слышал от дедушек-бабушек рассказы про Лешего. Кто-то упоминал его как злого духа, который обитает в своих лесных владениях и только ждет возможности завести путника в непроходимую чащобу либо утопить в трясине. А кто-то не иначе, как Дедушку Лешего, которому перед входом в лес надо поклониться и попросить разрешения походить по угодьям и который человека с добрыми намерениями непременно выведет в самое грибное место, приведет на самую ягодную поляну.

Предлагаю разобраться, откуда взялись столь противоречивые мнения об одном из главных героев нашего фольклора.

Достоверных сведений, к сожалению, о том, как века назад наши далекие предки относились к Лешему, в настоящий момент найти невозможно. Отчасти из-за того что Леший является одним из элементов устного русского народного творчества и каких-либо записей о нем просто не существует - можно только найти различные авторские интерпретации касательно него как в детских сказках, так и в фантастических произведениях, где Леший предстает в различных ипостасях.

Предлагаю, отбросив авторские интерпретации, обобщить то представление, которое сложилось о Лешем в различных уголках нашей родины. В настоящей статье буду приводить представления своих знакомых, родившихся, выросших и проживающих в различных регионах России. Без имен, просто приводя регионы:

Прошу заметить, что выраженные мнения в полной мере не отображают полноту представления о Лешем в том или ином регионе, но все же люди, выросшие в определенной местности так или иначе имеют общность во мнении. Очень интересует мнение людей с севера и юга центральной части России, а также жителей Сибири и Дальнего Востока. По возможности - прошу написать, что с детства известно вам.

  1. с. Саввинская Слобода, Одинцовский г.о., Московская область: "В деревне, откуда я родом, несмотря на то, что большинство населения относит себя к культуре православного христианства, Лешего знают и почитают по сей день. Здесь он хозяин леса, который строго, но справедливо блюдет порядок на своей территории. Никто из местных жителей и в жизни не подумает, чтобы пойти в лес на прогулку, за грибами или ягодами, не взяв с собой соответствующего подношения, в качестве которого используются, как правило, кусочек домашнего пирога, молоко, мед. Оставляются подобные подарки при входе в лес, затем следует спросить у Хозяина леса разрешения и некоторое время подождать, если при этом ничего настораживающего не произошло, значит дорога в лес открыта, а в противном случае, лучше сразу уйти от греха подальше. Отсутствие подношения грозит в лучшем случае тем, что Вы придете из леса с пустыми руками, в худшем - заплутаете или получите травму на ровном месте, например, не увидев торчащий из земли сук. Покидая лес, не забудьте поблагодарить Лешего, за оказанное Вам гостеприимство и щедрость. "
  2. г. Санкт-Петербург: "Леший обитает в лесу, но не в любом, а большом и старом, где минимально присутствие человека. Насколько известно, сбивает с тропы путников. Может огоньками завести в болото. Помнится, при каких-то условиях может поиграть с путником в загадки. Однако уже не помню, что будет, если человек проиграет. В детстве рассказывали, что они с Водяным братья. Говорят при входе в лес надо разрешения спрашивать. А в самом лесу не мусорить, костры не оставлять горящие, а то можешь заблудиться и не выйти."
  3. с. Калинники, Бирский р-н, Респ. Башкортостан: "Знаешь, считаю себя человеком далеким от всего этого. Но вот сейчас задумался, что в него с детства верю. Вот вроде бы сам крещенный, про Бога иногда вспоминаю, а в Лешего верю. Меня еще отец в детстве учил - мы с ним часто грибы набирали - целый багажник, а потом из багажника в ванную ведрами носили, в ванной чистили. За рыбой тоже часто ходили, тоже домой потом много носили. Все веревки бельевые на балконе заняты были - рыба соленая сушилась. В пятиэтажке жили, так соседи все удивлялись, как столько всего набираем всегда. Так отец всегда говорил: в лес когда входишь - панаму сними, в правую руку возьми и до земли поклонись. Скажи: "Деда Леший, дай по лесу походить, грибов-ягод набрать, обещаю вреда не нести." Только это запомнил, но что-то еще говорил. Я маленький был, как игру воспринимал - вместе с ним поклонялся и слова повторял. А потом вырос и перестал в лес ходить, да и отца не стало. Как женился и дочь появилась - дом купили в деревне и стали за грибами ходить. Не помню всего, что говорить надо, но всегда кланяюсь и говорю что от отца запомнил. Постою еще немного в поклоне уважение высказать и потом в лес иду. Как отец не набираю конечно, но все-равно много получается. Жена готовить все не успевает - продает ведрами у дороги. Еще помню учил меня носки выворачивать - чтобы не заплутать. И курил когда - окурки все с собой забирал."

Итак, выводы можно сделать следующие: наш, русский человек, даже крещенный, все-равно верит в народные приметы и героев своего фольклора, пусть даже не до конца, но допускает мысль о его существовании. Обобщив можно сказать, что перед входом в лес необходимо тем или иным образом выразить Лешему свое уважение, можно принести ему гостинец. В его угодьях вести себя следует как приличный гость - вы ведь в чужом доме не ломаете мебель и не кидаете на дорогую плитку пола бычки и кожуру от бананов. Выйдя из леса - обязательно надо поблагодарить, даже если не нашли того, за чем пришли.

И помни, уважаемый читатель, - даже если ты твердо уверен, что никаких леших и прочих лесных духов нет, то все-равно можно провести вышеописанный несложный ритуал - от тебя не убудет, да и к тому же мир настолько разнообразен и не исследован, что может все-таки краешком сознания допустишь мысль о существовании Дедушки Лешего?