Последнее время нахожу удовольствие в том, чтобы пересматривать старые фильмы. Любопытно бывает сравнить впечатления, полученные в юном возрасте, с сегодняшними. А ещё любопытнее - услышать мнение семнадцатилетней дочери. К сожалению, не все хорошие фильмы выдерживают проверку временем. Но некоторые, как дорогой напиток, заиграли новыми оттенками смысла, прежде не замеченными.
Здравствуйте!
Помните, как в советские годы все мы любили Эльдара Рязанова и ждали его новых режиссёрских работ? Создатель светлых кино- и теле-историй долго убеждал зрителей, что у хороших людей всё обязательно будет хорошо. Лукашин улыбался своей Наде, Новосельцев уезжал в счастливое завтра в обнимку с Калугиной, а члены гаражного кооператива одерживали верх над блатными и взяточниками.
На этом фоне фильм "О бедном гусаре замолвите слово", вышедший на телеэкраны в 1980 году, смотрелся неожиданно. От режиссёра ждали лихой искромётной истории в духе "Гусарской баллады". Поручик в ментике, большеглазая красавица, гарцуют под лихими гусарами кони, трубачи играют марш, - и НАШИ побеждают.
А вышло не так, а вон оно как, а вон оно как непонятно...
Моя дочь увлекается историей (спасибо замечательному учителю!), а хороших фильмов о том времени до обидного мало. Когда я предложила ей "Бедного гусара" для просмотра, отрекомендовала так: фильм не исторический, но дух времени в нём отражается точно.
Григорий Горин (соавтор Рязанова) на лавры писателя-историка никогда не претендовал. В тексте за кадром так и говорится:
История, которую мы хотим вам рассказать, не опирается на факты. Она настолько невероятна, что в неё просто нельзя не поверить.
В мои юные годы в этом фильме обнаруживали идеологическую подоплеку: тайная канцелярия на службе самодержавия изо всех сил дyшuт благородные порывы и дум высокое стремленье. Гусары, в которых нам виделись наследники прекрасных декабристов, всей душой за свободу, равенство и братство, а их так и норовят упечь на Кавказ и в Сибирь.
Сейчас-то мы понимаем, что всё несколько сложнее. И русскую историю XIX века уже давно не рассматривают под углом революционного движения. Так что я сомневалась: не будет ли сейчас этот фильм смотреться несколько одиозно, с явным смещением акцентов?
Если вдуматься, наша история - это сказка, слегка приукрашенная правдой.
Но оказывается, мудрый Рязанов и ироничный Горин рассказали нам очень непростую историю. И рассказали с таким профессионализмом, какого в современном кинематографе, пожалуй, и не найти.
Хотя события в фильме вымышлены, снят он со всей исторической достоверностью.
Когда гусарский полк въезжает в город Губернск, на арке ворот заметен вензель "Н" - "Николай". Следовательно, на престоле Николай Павлович.
Я примерно предположила время - сороковые годы. Однако дочь меня поправила: скорее, конец сороковых. Именно тогда возникли брожения в умах, обнаружились лишние люди, покидавшие дворянские гнёзда ради европейских свобод.
Если обратить внимание на детали, то окажется, что мелочей в фильме нет.
В кабинете действительного тайного советника Мерзляева висит портрет императора.
Этот портрет был написан Францем Крюгером в 1847 году. Портрет парадный, копии с него были сделаны быстро. Следующий парадный портрет был написан в 1950. Следовательно, время действия в фильме: 1848-1849 год. Это подтверждает и эпилог: полковник Покровский упоминает Крымскую войну (1853-1856), а Плетнёв - римский поход Гарибальди (1860-1861)
Это в современных фильмах запросто смешивают эпохи на экране. Не то что портрет - правитель может не соответствовать историческому периоду. В советском кино такое было невозможно. Как тут не вспомнить добрым словом худсоветы?!
В фильме вообще много значит фон. На стенах офицерского клуба тоже висят портреты. Камера на них не задерживается, однако каждое изображение узнаваемо.
Кутузов, Багратион, Раевский и Барклай де Толли. Генералы 1812 года. Вот на кого равняются молодые офицеры, мечтая послужить Отечеству. И очевидно, что никто из них в той славной кампании не участвовал. Даже иссечённый шрамами полковник в силу возраста не мог быть героем Отечественной войны.
Зато полковник, в отличие от своих гусар, должен помнить 1825 год.
Я раньше думала, что гусарский командир непременно должен сочувствовать декабристам. Однако в том же офицерском клубе на стене висит портрет Милорадовича. Того самого генерала, что пал на Сенатской площади.
А значит, гусарский полковник - истинный офицер. Слуга царю, отец солдатам. А его молодцы мечтают стать эскадроном гусар летучих. Их радости - победная схватка с превосходящими силами противника, дуэли из-за прекрасных глаз, брызги пенного напитка и широкий гусарский размах
Вы мой полк не марайте! Мои молодцы газет не читают, книг в глаза не видели, никаких идей не имеют!
Да только времена изменились. Красавиц теперь покоряют не кавалерийским наскоком, а гнусными интригами.
Вы это что же? В дурном смысле?! – В нём.
А победы одерживаются не на бранном поле, а в кабинетах, с помощью бумаги и чернил.
Теперь не я дело веду, его бумага ведёт
Но отчаянная молодёжь всё так же равняется на славное прошлое и героические идеалы
Что же ты, брат, не согласно эпохе оделся?
Время гусар безвозвратно прошло.
Граф Мерзляев так и говорит: Нет благородных людей в России!
Да только Эльдар Рязанов и Григорий Горин с ним не соглашаются.
В грустном эпилоге граф Мерзляев, действовавший гнусными методами, сообщает зрителям, что из его дворянской фамилии исчезла буква Л, и потомки стали именоваться Мерзяевыми. Как так исчезла? Стало быть, в кругах, к которым тайный советник принадлежал, его родовое имя стали произносить иначе. А круги-то эти были дворянскими. Значит, дворянское общество осудило тайного советника и признало его методы недостойными. А он говорил, что в России нет благородных людей.
Мало того - чтобы фамилия изменилась официально, сей факт должен был быть закреплён Высочайшим указом. Было кому замолвить слово о бедном гусаре.
Актёрский состав фильма и тогда вызывал восхищение, и до сих пор поражает созвездием имён: Евгений Леонов, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Ирина Мазуркевич, Зиновий Гердт, Виктор Павлов, Борислав Брондуков, Владимир Носик, Наталья Гундарева, Светлана Немоляева, Валентина Талызина, Александр Белявский, Готлиб Ронинсон.
Их блестящие работы никого не удивляют. А вот исполнитель роли Алексея Плетнёва удивляет с каждым годом всё сильнее.
Кто сейчас сможет поверить, что блестящего красавца-поручика, мечту всех барышень и дам, надежду командиров, человека, которому весь полк отдаёт честь, может убедительно сыграть Станислав Садальский? Сейчас он сам бы себе, наверное, такую роль не доверил. А Рязанов увидел в нём благородного русского дворянина. Глядишь и не сомневаешься - гусар!
В мирной жизни гусары не нужны.
Но барышни всё равно предпочитают гусар.
Самое поразительное, что героические мужчины, которые с одинаковым бесстрашием шли и в бой, и под венец, действительно существовали. Исторические музеи сохранили доказательства того, что гусары были именно такими, какими мы их помним и любим.
Прочитать об этом можно здесь:
Цари на каждом бранном поле и на балу
Наверняка в этом фильме есть ещё много важных деталей, которые я не заметила. А ведь авторы рассчитывали на грамотных зрителей, на наше внимание и понимание. А потому прорабатывали всё до мелочей. Возможно, мы зря ругаем современное кино. Может, это мы, зрители, сейчас невзыскательны и невнимательны?
Смотрите хорошие фильмы! Смотрите внимательно!
#киноклуб ямадама