Найти тему
Восточный Ветер

Легенда о "небесных конях" Китая. Какие чудо-кони были у монголо-татар?

Оглавление
Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Нашествие монголо-татар – эта тема настолько стала популярной сегодня и даже заезженной, что уже кажется, сказано всё, что могли сказать. Вот и до коней дошли. А на самом деле, какие такие кони были у монголо-татар, с которыми прошли полмира? И овса не ели и сена... И русский мороз, и снег им был нипочём! Сразу вспоминается печальная судьба французских лошадок 1812 г... Ну, не нравился им русский овёс, да и зима у нас, сами знаете, не европейская!

Да, широко раскинулась наша Россиюшка! От Калининграда до Владивостока – звучит то как. А в середине то что? Для начала как то с серединой бы разобраться... С той её частью, что зажата между Уральскими горами и Великой китайской стеной. Что знаем о тех местах, что зовутся Внутренней и Центральной Азией – территории между Россией и Китаем?

Там такие места есть, и пешком не пройдёшь и на машине не проедешь, если только на вездеходе. Конечно можно на вертолёте... Помечтать можно! Но хочется ручками пощупать... Так что остаётся только лошадка – самый древний транспорт. Это сейчас у каждого подъезда свой железный конь стоит. Машина вытеснила нашу лошадь с дилижансом. Нужно гимн петь тому древнему человеку, который лошадку приручил, оседлал, сел верхом и поскакал по бескрайним просторам истории.

Кто такие монголо-татары? Кочевники? Что мы о них знаем?

Хвала писателям-путешественникам глубокой древности! Хвала бумаге и чернилам! Ура, ура!!!

Никто в этих сказочных таёжных и живописных местах рукописей не писал, дневников не вёл. Только китайцы ходили туда-сюда, а мы сюда пришли значительно позже с Ермаком! Так что и остаётся надеяться на правдивые китайские источники – других, увы, нет...

А что мы знаем о Китае? А о китайских знаменитых конях что-нибудь слышали? Не-не, не слышал. То-то! Бумагу, компас и порох – заем, знаем – это Китай придумал! А кони есть? А какая самая знаменитая на весь мир порода лошади в Поднебесной? Вот и подошли к началу. Самой загадочной для нас страной всё равно остаётся Китай.

Легенда о «небесных конях» Китая

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Как то с самого начала не повезло китайцам с конями. Нет, кони вроде как бы есть, а у соседей лучше!

Вся история Китая – это сражения и проигрыши и победы. Очень тесно история Поднебесной чудным образом переплетена с соседями кочевниками. Практически все китайские династии Сынов Неба – это либо сами кочевники, либо от кочевников. И кого здесь только не было от гунну (хунну), тибетцев, уйгуров и заканчивая монголами и маньчжурами… А сами китайцы как выглядели в то время? Да кто ж его знает?!

Когда-то и в Китае лошадь была не просто транспортом передвижения, но и высоко статусным животным! Это сейчас в Китае лошадь, как и везде, занята в сфере шоу-бизнеса – спорт, туризм, киноиндустрия. А раньше владельцем лошади мог быть только очень состоятельный и богатый человек. Иметь лошадь считалось очень престижно. Китайцы любили лошадей, сочиняли стихи, сказания, одаривали титулом «небесные кони», рисовали в виде драконов – полукони-полудраконы (об этом есть отдельная статья). Были знаменитые императорские конюшни и, конечно же, частные конюшни. А как же простой китайский крестьянин? У крестьянина был очень маленький надел земли – можно обработать и руками. А если нужно было куда-то ехать или везти урожай на рынок, то это были мул или осёл, а можно было и быка запрячь в повозку. Можно вспомнить особый указ №667, запрещавший ремесленникам и торговцам ездить верхом на лошади (907-618 г.г. до н.э., империя Тан).

Мало у Китая было коней, их очень не хватало. И очень часто китайская армия терпела неудачи на полях сражений от простых кочевников, потому что кочевники были все на конях. «Лошади – это военная готовность государства, если НЕБО отнимет эту готовность, государство начнёт клониться к упадку» – Тезис о полной зависимости государства от лошадей в эпоху империи Тан.

И очень часто императоры Поднебесной шли на хитрость – заключали династические и политические союзы, даже просто соглашения – покупки, как говорится, сразу два в одном – и всадники и кони! Но, китайские императоры не знали печальный опыт Древнего Рима, да и прошлый исторический опыт свергнутой династии тоже ничему не учил. Ай-яй-яй! Неувязочка какая-то странная вроде как, Китаю историю иезуиты писали, да? Да Бог с ними.

Вернёмся к нашим коням. Эта удивительная история восходит к Династии Хань в правление императора У Ди (141-87 г.г. до н.э.). Однажды император услышал о каких-то удивительных лошадях, которых разводят в стране Давань (центральная и восточная часть современной Ферганской долины), и которые якобы происходят от самих небесных коней, а подтверждением служит тот факт, что эти лошади после бега «потеют кровью». Вот у императора и загорелось, аж засвербело – «хочу, хочу! Хочу!!!» И отправилось ханьское посольство в ту далёкую страну. Вроде бы сначала шло всё хорошо. Но что-то пошло не так: народ Давани спрятал тех удивительных лошадок, сказал «Самим нужны!». И вот на тех просторах разгорелась нешуточная война. А как красиво всё начиналось – «Мы дадим вам серебро и шёлк. Вы только скажите, сколько надо?». Это нам сейчас может быть и смешно. Да ну, какая-то ерунда! Из-за каких-то коней и так бодаться?!

Конечно, можно вспомнить времена европейские, скажем, Древний Рим. Точнее – времена римской республики.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Захотелось Риму «откусить» кусочек персидской землицы. Но там тоже не всё так просто, как кажется! Римские послы впервые увидели китайский шёлк? Ну и языки злые, сплетни. Зависть, она такая! И пошёл в Парфию в свой последний поход Марк Лициний Красс – тот самый легендарный полководец, который Спартака разбил, а нашёл бесславный свой конец на просторах парфянской пустыни. Уцелевшие римские легионеры по прибытии домой рассказывали странные вещи, что знаменитые породистые италийские лошади вязли и спотыкались в песках, а парфянским коням песок нипочём! У парфянских лошадей и ноги тоньше и копыта более широкие

Но вернёмся к тем волшебным лошадкам.

Ахалтекинец. Взято из открытых источников
Ахалтекинец. Взято из открытых источников

У Ди победил. Китайцам было передано 300 «небесных коней», и 300 голов обычных лошадей. Кроме того, Давань (современная Фергана) была обязана ежегодно отправлять в Поднебесную по два «небесных коня». Эти прекрасные кони были далёкими предками знаменитой на весь мир ахалтекинской породы.

И вот казалось, вам дали шанс – выводите прекрасную свою китайскую лошадь! Но, увы. Те «небесные кони» не уцелели, вернее нет, их можно увидеть на парадных лестницах дворцов и парков, в музеях, в виде сказочных существ с крыльями. Китайская лошадка практически мало чем отличается от монголки.

Какие кони были у монголо-татар?

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Если история Китая тесным образом переплетена с соседями кочевниками, то у нас что, как-то всё по-другому? Известно, что кочевые народы жили к востоку и югу от русских границ. Были: берендеи, торки и ковуи, печенеги и половцы.

На сегодня появилась версия, что Русь в противостоянии с половцами (кыпчаками) надорвалась, и как следствие, распалась на множество самостоятельных княжеств-государств и это перед самим монголо-татарским нашествием!

Можно делать смелое утверждение, что все кочевники – пастухи-скотоводы (большинство) и умелые охотники и воины. Были хорошо вооружены, в наличии имели луки (могло быть несколько), стрелы, копья и щиты. Могли иметь тяжёлые латы и лёгкие кольчуги. В курганах найдены, как подтверждение, искусно выполненные вооружения. Но нас интересуют кони. Иногда задаёшься не простым вопросом: да что же это такая за лошадь была? Богатырский конь! Иначе и быть не могло.

Мы нередко рассуждаем как простой современный диванный обыватель. Совершенно забываем, что лошадь – это очень сильное и выносливое животное. А если вспомнить, что рядом с нами всё ещё живут кочевые народы, то становится немного понятно – лошадь там не просто транспорт для перемещения, но и настоящий друг, и надёжный помощник. А в те далёкие времена у кочевников было как то иначе?

Известно, что монгольская лошадь является прародителем для множества степных пород. Учёные считают, что сама монгольская лошадь произошла не от диких лошадей Пржевальского, а особенной северной расы тарпана. Эту породу лошадей отличает низкий рост (высота 127-128 см).

Есть общие особенности, характерные, наверное, для всех степных лошадей – перемещение небольших грузов на большие расстояния. Можно вспомнить конный переход в 1935 г. на ахалтекинцах, знаменитых на весь мир туркестанских скакунах, от Ашхабада до Москвы за 12 недель без задержек. Из 30 лошадок ни одна не упала и не сошла с дистанции. Известно, что лошадка этой породы, как уже отмечалось ранее, очень сильная и выносливая, а также не требовательна к еде и воде. Известны случаи, когда ахалтекинец, раненный в бою саблей, уносил от погони по зыбучим пескам пустыни двух взрослых мужчин.

Да, рядом монголка с красавцем ахалтекинцем может показаться карликом. Но у неё тоже есть свои положительные преимущества, и это несмотря на небольшой рост. Лошадка всё время находится на открытом пространстве. Она способна переносить и знойное лето (+40°) и суровую зиму с метелями и буранами (-45°). Летом щиплет травку, зимой находит корм под снегом. Эта особенность характерна не только для монгольских лошадок, но и для киргизских, казахских, алтайских и тувинских. Известны случаи, когда лошадка приносит потомство зимой: жеребёнок в тот же день встав на ноги, уже разгребает снег своим копытцем. При нападении волков лошадка не убегает и не ждёт помощи от человека, а смело защищает своего жеребёнка. Этих, казалось бы, разных лошадок делает похожими добрый нрав, уравновешенный характер (не капризны и легко управляемы), низкий рост, крупная голова, толстая шея, короткие и сильные ноги, прочные копыта (могут обходиться без подков). В Монголии до сих пор считается большой редкостью встретить подкованного коня и это в наш-то век высокотехничного прогресса.

Продолжение в следующей статье.

-6

Спасибо, что дочитали до конца.

Ставьте нравится и подписывайтесь, если вам историческая тема показалась интересной.

Также вам могут быть интересны другие статьи на моём канале.