Нашествие монголо-татар – эта тема настолько стала популярной сегодня и даже заезженной, что уже кажется, сказано всё, что могли сказать. Вот и до коней дошли. А на самом деле, какие такие кони были у монголо-татар, с которыми прошли полмира? И овса не ели и сена... И русский мороз, и снег им был нипочём! Сразу вспоминается печальная судьба французских лошадок 1812 г... Ну, не нравился им русский овёс, да и зима у нас, сами знаете, не европейская!
Да, широко раскинулась наша Россиюшка! От Калининграда до Владивостока – звучит то как. А в середине то что? Для начала как то с серединой бы разобраться... С той её частью, что зажата между Уральскими горами и Великой китайской стеной. Что знаем о тех местах, что зовутся Внутренней и Центральной Азией – территории между Россией и Китаем?
Там такие места есть, и пешком не пройдёшь и на машине не проедешь, если только на вездеходе. Конечно можно на вертолёте... Помечтать можно! Но хочется ручками пощупать... Так что остаётся только лошадка – самый древний транспорт. Это сейчас у каждого подъезда свой железный конь стоит. Машина вытеснила нашу лошадь с дилижансом. Нужно гимн петь тому древнему человеку, который лошадку приручил, оседлал, сел верхом и поскакал по бескрайним просторам истории.
Кто такие монголо-татары? Кочевники? Что мы о них знаем?
Хвала писателям-путешественникам глубокой древности! Хвала бумаге и чернилам! Ура, ура!!!
Никто в этих сказочных таёжных и живописных местах рукописей не писал, дневников не вёл. Только китайцы ходили туда-сюда, а мы сюда пришли значительно позже с Ермаком! Так что и остаётся надеяться на правдивые китайские источники – других, увы, нет...
А что мы знаем о Китае? А о китайских знаменитых конях что-нибудь слышали? Не-не, не слышал. То-то! Бумагу, компас и порох – заем, знаем – это Китай придумал! А кони есть? А какая самая знаменитая на весь мир порода лошади в Поднебесной? Вот и подошли к началу. Самой загадочной для нас страной всё равно остаётся Китай.
Легенда о «небесных конях» Китая
Как то с самого начала не повезло китайцам с конями. Нет, кони вроде как бы есть, а у соседей лучше!
Вся история Китая – это сражения и проигрыши и победы. Очень тесно история Поднебесной чудным образом переплетена с соседями кочевниками. Практически все китайские династии Сынов Неба – это либо сами кочевники, либо от кочевников. И кого здесь только не было от гунну (хунну), тибетцев, уйгуров и заканчивая монголами и маньчжурами… А сами китайцы как выглядели в то время? Да кто ж его знает?!
Когда-то и в Китае лошадь была не просто транспортом передвижения, но и высоко статусным животным! Это сейчас в Китае лошадь, как и везде, занята в сфере шоу-бизнеса – спорт, туризм, киноиндустрия. А раньше владельцем лошади мог быть только очень состоятельный и богатый человек. Иметь лошадь считалось очень престижно. Китайцы любили лошадей, сочиняли стихи, сказания, одаривали титулом «небесные кони», рисовали в виде драконов – полукони-полудраконы (об этом есть отдельная статья). Были знаменитые императорские конюшни и, конечно же, частные конюшни. А как же простой китайский крестьянин? У крестьянина был очень маленький надел земли – можно обработать и руками. А если нужно было куда-то ехать или везти урожай на рынок, то это были мул или осёл, а можно было и быка запрячь в повозку. Можно вспомнить особый указ №667, запрещавший ремесленникам и торговцам ездить верхом на лошади (907-618 г.г. до н.э., империя Тан).
Мало у Китая было коней, их очень не хватало. И очень часто китайская армия терпела неудачи на полях сражений от простых кочевников, потому что кочевники были все на конях. «Лошади – это военная готовность государства, если НЕБО отнимет эту готовность, государство начнёт клониться к упадку» – Тезис о полной зависимости государства от лошадей в эпоху империи Тан.
И очень часто императоры Поднебесной шли на хитрость – заключали династические и политические союзы, даже просто соглашения – покупки, как говорится, сразу два в одном – и всадники и кони! Но, китайские императоры не знали печальный опыт Древнего Рима, да и прошлый исторический опыт свергнутой династии тоже ничему не учил. Ай-яй-яй! Неувязочка какая-то странная вроде как, Китаю историю иезуиты писали, да? Да Бог с ними.
Вернёмся к нашим коням. Эта удивительная история восходит к Династии Хань в правление императора У Ди (141-87 г.г. до н.э.). Однажды император услышал о каких-то удивительных лошадях, которых разводят в стране Давань (центральная и восточная часть современной Ферганской долины), и которые якобы происходят от самих небесных коней, а подтверждением служит тот факт, что эти лошади после бега «потеют кровью». Вот у императора и загорелось, аж засвербело – «хочу, хочу! Хочу!!!» И отправилось ханьское посольство в ту далёкую страну. Вроде бы сначала шло всё хорошо. Но что-то пошло не так: народ Давани спрятал тех удивительных лошадок, сказал «Самим нужны!». И вот на тех просторах разгорелась нешуточная война. А как красиво всё начиналось – «Мы дадим вам серебро и шёлк. Вы только скажите, сколько надо?». Это нам сейчас может быть и смешно. Да ну, какая-то ерунда! Из-за каких-то коней и так бодаться?!
Конечно, можно вспомнить времена европейские, скажем, Древний Рим. Точнее – времена римской республики.
Захотелось Риму «откусить» кусочек персидской землицы. Но там тоже не всё так просто, как кажется! Римские послы впервые увидели китайский шёлк? Ну и языки злые, сплетни. Зависть, она такая! И пошёл в Парфию в свой последний поход Марк Лициний Красс – тот самый легендарный полководец, который Спартака разбил, а нашёл бесславный свой конец на просторах парфянской пустыни. Уцелевшие римские легионеры по прибытии домой рассказывали странные вещи, что знаменитые породистые италийские лошади вязли и спотыкались в песках, а парфянским коням песок нипочём! У парфянских лошадей и ноги тоньше и копыта более широкие…
Но вернёмся к тем волшебным лошадкам.
У Ди победил. Китайцам было передано 300 «небесных коней», и 300 голов обычных лошадей. Кроме того, Давань (современная Фергана) была обязана ежегодно отправлять в Поднебесную по два «небесных коня». Эти прекрасные кони были далёкими предками знаменитой на весь мир ахалтекинской породы.
И вот казалось, вам дали шанс – выводите прекрасную свою китайскую лошадь! Но, увы. Те «небесные кони» не уцелели, вернее нет, их можно увидеть на парадных лестницах дворцов и парков, в музеях, в виде сказочных существ с крыльями. Китайская лошадка практически мало чем отличается от монголки.
Какие кони были у монголо-татар?
Если история Китая тесным образом переплетена с соседями кочевниками, то у нас что, как-то всё по-другому? Известно, что кочевые народы жили к востоку и югу от русских границ. Были: берендеи, торки и ковуи, печенеги и половцы.
На сегодня появилась версия, что Русь в противостоянии с половцами (кыпчаками) надорвалась, и как следствие, распалась на множество самостоятельных княжеств-государств и это перед самим монголо-татарским нашествием!
Можно делать смелое утверждение, что все кочевники – пастухи-скотоводы (большинство) и умелые охотники и воины. Были хорошо вооружены, в наличии имели луки (могло быть несколько), стрелы, копья и щиты. Могли иметь тяжёлые латы и лёгкие кольчуги. В курганах найдены, как подтверждение, искусно выполненные вооружения. Но нас интересуют кони. Иногда задаёшься не простым вопросом: да что же это такая за лошадь была? Богатырский конь! Иначе и быть не могло.
Мы нередко рассуждаем как простой современный диванный обыватель. Совершенно забываем, что лошадь – это очень сильное и выносливое животное. А если вспомнить, что рядом с нами всё ещё живут кочевые народы, то становится немного понятно – лошадь там не просто транспорт для перемещения, но и настоящий друг, и надёжный помощник. А в те далёкие времена у кочевников было как то иначе?
Известно, что монгольская лошадь является прародителем для множества степных пород. Учёные считают, что сама монгольская лошадь произошла не от диких лошадей Пржевальского, а особенной северной расы тарпана. Эту породу лошадей отличает низкий рост (высота 127-128 см).
Есть общие особенности, характерные, наверное, для всех степных лошадей – перемещение небольших грузов на большие расстояния. Можно вспомнить конный переход в 1935 г. на ахалтекинцах, знаменитых на весь мир туркестанских скакунах, от Ашхабада до Москвы за 12 недель без задержек. Из 30 лошадок ни одна не упала и не сошла с дистанции. Известно, что лошадка этой породы, как уже отмечалось ранее, очень сильная и выносливая, а также не требовательна к еде и воде. Известны случаи, когда ахалтекинец, раненный в бою саблей, уносил от погони по зыбучим пескам пустыни двух взрослых мужчин.
Да, рядом монголка с красавцем ахалтекинцем может показаться карликом. Но у неё тоже есть свои положительные преимущества, и это несмотря на небольшой рост. Лошадка всё время находится на открытом пространстве. Она способна переносить и знойное лето (+40°) и суровую зиму с метелями и буранами (-45°). Летом щиплет травку, зимой находит корм под снегом. Эта особенность характерна не только для монгольских лошадок, но и для киргизских, казахских, алтайских и тувинских. Известны случаи, когда лошадка приносит потомство зимой: жеребёнок в тот же день встав на ноги, уже разгребает снег своим копытцем. При нападении волков лошадка не убегает и не ждёт помощи от человека, а смело защищает своего жеребёнка. Этих, казалось бы, разных лошадок делает похожими добрый нрав, уравновешенный характер (не капризны и легко управляемы), низкий рост, крупная голова, толстая шея, короткие и сильные ноги, прочные копыта (могут обходиться без подков). В Монголии до сих пор считается большой редкостью встретить подкованного коня и это в наш-то век высокотехничного прогресса.
Продолжение в следующей статье.
Спасибо, что дочитали до конца.
Ставьте нравится и подписывайтесь, если вам историческая тема показалась интересной.
Также вам могут быть интересны другие статьи на моём канале.