Никаких предисловий. Сегодня поговорим о пятом и самом успешном альбоме рок-группы, чьё имя давно стало нарицательным. Альбом Metallica, известный в народе в том числе и как «Чёрный альбом».
Первые четыре релиза – классика трэш-метала. «Kill 'Em All», «Ride the Lightning», «Master of Puppets», «...And Justice for All»... Для любой другой группы этого багажа было более чем достаточно, чтобы стать культовой в среде фанатов. Но Metallica планировала нечто большее, выйти на передовые роли в музыке. Поэтому их подход к записи своего следующего полноформатника отличался от того, как создавались вышеупомянутые пластинки.
Первым делом было решено нанять большого продюсера. Ларс Ульрих был впечатлён работой Боба Рока над альбомом группы Mötley Crüe «Dr. Feelgood» и пригласил его в студию.
Изначально Рок планировался только как человек, микширующий полностью готовые песни, но он был настроен согласиться только на полноценную роль продюсера. Максимально непростой человек Ларс Ульрих говорил следующее:
«Конечно, мы ему сказали: "Мы – Metallica". Никто нас не продюсирует, никто не говорит нам, что делать. Но постепенно, в течение следующих нескольких дней, мы подумали, что, может быть, нам следует ослабить бдительность и хотя бы поговорить с этим парнем. Например, если парня действительно зовут Боб Рок, насколько он может быть плохим?»
Музыкантов поразила особая уверенность Боба. Он рассказал группе, что видел их живое шоу во время тура в поддержку «Justice...» и сказал им примерно следующее:
«Ребята, вы ещё не записали музыку такого же качества, которая звучала на ваших концертах».
Очевидно, он предполагал, что таких людей, как Ларс Ульрих и Джеймс Хэтфилд, подобные слова, грубо говоря, «возьмут на понт». И эти двое ответили ему во время записи классическими «приколами» группы. Например, когда нашли старое фото продюсера ещё с длинными волосами и Джеймс сказал: «Похоже, что Боб раньше был женщиной». Такие вот методы.
Однако у Рока ещё и был выбор: взяться за Metallica или поработать над сольником своего друга, гитариста Bon Jovi Ричи Самборы. Надо ли уточнять, в какую сторону подул ветер? Таким образом он сменил Флемминга Расмуссена, работавшего над предыдущими тремя альбомами Metallica.
Слово Кирку Хэммету:
«Мы хотели создать запись, которая предложит что-то новое нашей аудитории. Я ненавижу, когда группы перестают рисковать. Многие группы выпускали одну и ту же пластинку три или четыре раза и мы не хотели попадать в эту колею».
Запись началась в октябре 1990 года и была максимально непростой. Прежде всего, Рок хотел убедить группу работать в Ванкувере, но они отказались. Устроились в студии «One on One Recording» в Лос-Анджелесе. Также Боб всячески пытался заставить ребят сочинять песни совместно и поощрял эксперименты. Кроме того, тот же Ларс вынужден был раз за разом по новой играть отдельные ударные фрагменты, пока не добьётся идеального звучания.
Другой сложностью были тексты. Джеймсу Хэтфилду очень непросто давалось сочинение. Известен уникальный метод работы Metallca: они слушали демо-версию одной из песен, которую Ларс и Джеймс записали в маленькой домашней студии Ларса, где вместо готового текста Хэтфилд просто повторял мелодию в качестве ориентира.
Слово Хэтфилду:
«Я не из тех парней, которые садятся и читают романы или стихи, и я не пишу милых маленьких стихотворений. Я не похож на Фила Лайнотта, одного из моих самых любимых авторов песен. Он садился и писал стихи. Я просто не делаю этого. Единственный способ – это заглянуть внутрь себя и сочинить что-то, что действительно касается каждого. Вы не можете ошибиться в этом, говоря о своих собственных чувствах и немного меньше о внешнем мире».
В итоге на запись альбома ушло порядка девяти месяцев. Разумеется, до этого столь продолжительного опыта у Metallica не было:
«Мы наблюдали за тем, как четыре другие группы пришли и записали свои альбомы и некоторые из этих парней уже отправились в тур».
Когда это долгое «рождение ребёнка» подошло к концу и Metallica, и Боб Рок были уверены, что вместе работать никогда больше не будут. Как выяснилось, разлука продлилась недолго.
Лично для меня самым главным моментом была действительно возможность услышать все инструменты, чего не происходило ранее. На «The Black Album» мы слышим бас Джейсона Ньюстеда, чёткие ударные Ларса Ульриха, выразительный вокал Джеймса Хэтфилда и отличные риффы, придуманные Кирком Хэмметтом.
Один из таких риффов открывает альбом и впускает нас в его удивительный мир:
«Enter Sandman» заслуженно входит в число самых знаковых песен Metallica. Считается, что тот самый рифф Кирк подслушал у малоизвестной группы Excel, но о судебных разбирательствах никто не заявлял, а посему можно восклицать о неком божественном явлении гитариста. Хотя сам он говорил, что просто до дыр заслушал альбом «Louder Than Love» группы Soundgarden.
«Песочный человек» и сегодня самая часто игравшаяся вживую песня с этого релиза.
С «The Black Album» Metallica пошла на ранее беспрецедентный для себя шаг: выпустила сразу пять синглов. Вслед за открывающим на радио отправилась следующая великая песня, получившая целых два продолжения на будущих альбомах – «The Unforgiven».
Часто отмечается, что именно на этом альбоме Джеймс Хэтфилд впервые запел своим чистым голосом. И «Непрощённый» приводится в качестве явного примера, где на куплетах он даёт вокал в стиле «Wicked Game» Криса Айзека. Неожиданно, правда?
1 миллиард 24 миллиона просмотров. Впечатляющие цифры, не так ли? Именно столько раз на Youtube на момент написания этой статьи включали видеоклип на «Nothing Else Matters». Вслед за «Fade to Black» и «Welcome Home» она пополняет список выдающихся баллад Metallica.
Однажды вечером Джеймс разговаривал по телефону с другом и в то же время возился со своей акустической гитарой. Он нажал на небольшую мелодию, подобранную на басовых струнах, а затем вдруг резко повесил трубку, когда понял, что происходит:
«У меня не было намерений записывать это с Metallica, это была личная песня для меня. Я даже не думал, что им она понравится».
Оркестровка Майкла Кэймена сделала огромную часть работы, продемонстрировав «Nothing Else Matters» как чуть больше, чем просто рядовую балладу.
Следующий ключевой момент альбома: «Wherever I May Roam», песня, в честь которой назвали турне в поддержку релиза. Собственно её и сочинили как оду долгим дорожным приключениям. От тура к туру, от концерта к концерту.
Однако своим любимым я назову последний сингл, «Sad but True». В ней очень хорошо развивается классическая тема из «Master of Puppets» – человека как марионетки, в данном случае речь о религии:
I'm your dream, make you real
I'm your eyes when you must steal
I'm your pain when you can't feel
Sad but true
«Я твоя мечта, становящаяся явью. Я твои глаза, которые ты должен украсть. Я твоя боль, которой ты не чувствуешь. Печально, но правда».
Само словосочетание «sad but true» стало крылатым и его можно использовать в любой подходящей ситуации, например:
Metallica выпускает St. Anger – печально, но это правда.
И вот тут начинается самое интересное. Синглы закончились, а что же дальше? На «The Black Album» осталось ещё целых семь песен. Далеко не все из них хороши. К примеру, мне часто кажется, что альбом нужно было завершать после «Nothing Else Matters», которую поставили восьмой по счёту.
При прослушивании «Of Wolf and Man» ловлю себя на мысли, что в ней используются ровно те же ходы, будто в «Enter Sandman». А в куда более хорошей «The God That Failed» мотивы напоминают всё ту же «Sad but True». Но здесь я бы сказал «они накинули довесок», поскольку одиннадцатым номером стоит отличная «My Friend of Misery», самый большой вклад Джейсона Ньюстеда в его недооценённое творчество в Metallica. Даже на концертах полноценно её играли лишь много лет спустя после ухода бас-гитариста.
Быстрая «Holier Than Thou» одно время рассматривалась как ключевая песня, вокруг которой пойдёт запись и промо-кампания. Кончилось всё тем, что в 2001 году Хэтфилд назвал её одной из самых глупых песен Metallica. Учитывая, что это был год окончания споров с Napster – всерьёз не приму.
Упомяну ещё «Through the Never». Песня, давшая название фильму 2013 года и радость для слуха русским слушателям, услышавшим первые слова Джеймса как «Оглянись, восемь рублей!». Извините.
«Metallica» вышел 12 августа 1991 года – за месяцы до того, как мир рока был покорён гранжем. Но лос-анджелесской четвёрке не было никакого дела до успехов коллег, поскольку они сами упивались невиданными доселе достижениями.
На текущий момент в одной только Америке «Чёрный» имеет фантастическую цифру в более чем 16 миллионов проданных копий. Кроме того, в местном чарте Billboard альбом провёл свыше 550 недель суммарно. Австралия, Канада, Великобритания, Германия – на всех этих больших рынках он занимал самое высокое место.
Наградами пластинку тоже не обделили.
Помнится, что Metallica очень обиделась на то, что в 1989 году «Грэмми» за лучшее метал-исполнение получил альбом группы Jethro Tull. В 1992 году «The Black Album» всё-таки наградили этой статуэткой, а Ларс Ульрих был в восторге.
История умалчивает о том, как отреагировали участники на победу «The Soul Cages» Стинга над «Enter Sandman» в категории «Лучшая рок-песня» на той же церемонии.
В 2020 году обновлённый список «500 лучших альбомов всех времён журнала Rolling Stone» поставил «The Black Album» на 235 место.
В 2021 году Metallica с помпой переиздала пластинку. Помимо самого альбома, прошедшего процедуру ремастеринга, поклонникам также предлагаются записи с риффовых кассет участников, полноценные демо-версии хитов и целая пачка живых исполнений, в том числе самое памятное для моих соотечественников – фестиваль «Монстры рока» в Москве, состоявшийся 28 сентября 1991 года.
Кроме того, целых 53 различных кавера на эти 12 песен вышли отдельным сборником «Blacklist». Из самого любопытного: как Weezer исполняют «Enter Sandman», Дэйв Гаан полностью отдаёт себя на «Nothing Else Matters», а также Royal Blood и их версия «Sad but True».
«The Black Album» сделал Metallica одной из главных групп не только в тяжёлом роке, но и во всём мире. На обвинения в своей коммерциализации и продажности ребята, как мне думается, уже ответили в великой «Nothing Else Matters»:
Never cared for what they say
Never cared for games they play
Never cared for what they do
Never cared for what they know
And I know
«Никогда не парился из-за того, что говорят другие, из-за игр, в которые они играют, что они делают и что они знают. Главное, что знаю я сам».
Ваши мнения по альбому «Metallica» жду в комментариях. Если слушали переиздание и «Blacklist» – вполне можно поделиться впечатлениями тоже.
Рассказ о другом, менее радужном периоде группы ниже:
Сократите его: двойной альбом Metallica – «Load/Reload»
#музыка #metallica #рок #музыкальные альбомы #разбор альбомов от romanist music