Люди, пережившие тяжелую утрату, часто соглашаются с лучшими стратегиями преодоления.
В эту двадцатую годовщину 11 сентября семьи почти трех тысяч погибших будут возвращены к ужасам того ужасного дня, как это было каждый сентябрь в последующие годы.
Я отчетливо помню, как наблюдала за разворачивающейся драмой по телевизору вместе с мужем и тремя ошеломленными детьми. Нам повезло, мы были в безопасности в английской сельской местности, но тогда мы не знали, что менее чем через 5 лет мой муж тоже будет мертв – не в результате террористического нападения, но так же внезапно, так же неожиданно, без предупреждения и в расцвете сил.
Как кто-то справляется с таким травмирующим событием в жизни, как внезапная смерть близкого члена семьи? Известно, что люди по-разному реагируют на значительную потерю, на их реакцию влияет их собственная история, сети поддержки и личная устойчивость.
Как бы я поступил? Начнем с того, что я вообще не мог справиться, но время шло, и я начал очень медленно снова брать себя в руки, я начал размышлять о том, что помогает. А затем, будучи психологом, я решил исследовать реакции и стратегии преодоления других людей после тяжелой утраты.
Большинство участников моего опроса потеряли супруга или партнера. Некоторые потеряли брата или сестру, и время, прошедшее с момента смерти любимого человека, колебалось от 16 недель до 30 лет. Примерно у половины были близкие, которые умирали постепенно, чаще всего после диагноза рака, а у остальных были близкие, которые умерли очень внезапно.
Почти все участники восприняли смерть как травму, даже если ее ожидали, вызвав чувство оцепенения и шока. Слова, используемые для описания их чувств, включали разбитое, обезумевшее, подавленное и опустошенное состояние. Более половины продолжали пытаться общаться со своими близкими после их смерти, в основном разговаривая с ними, и это продолжалось в течение многих лет.
Почти половина участников полагали, что их близкие были рядом или пытались с ними общаться. Многие называли конкретных знаков или необъяснимых событий в качестве доказательства для этого: Сорока, который появился после того, как баба сестра умерла; запах сигаретного дыма, где никто не курит; это белое перо появляется на полу, когда женщина, думая, интенсивно ее умершего мужа; электрический судоку (который был мужем любимой игре) внезапно переключать себя на падения дерева на ее автомобиль на день женщины умер муж.
Существовала тесная связь между этими переживаниями и верой в жизнь после смерти: из тех, кто не верил в жизнь после смерти, никто не сообщал о каких-либо попытках своих близких связаться с ними. Те, кто сообщал о попытках общения, все верили, что жизнь после смерти была определенной или, по крайней мере, возможной.
Почти каждый участник сказал, что поддержка и доброта семьи и друзей помогли им справиться, некоторые специально упомянули своих взрослых детей в качестве источника поддержки. Три четверти отметили важность возвращения к работе или другим занятиям, чтобы структурировать свою жизнь. Это включало добровольную работу, украшение дома, путешествия, садоводство и различные виды физической активности, такие как бег, ходьба или плавание. Некоторые упоминали о своей религиозной вере, терапии или консультировании и беседах с другими скорбящими людьми как о помощи.
Чувства печали и одиночества все еще преобладали даже спустя много лет после тяжелой утраты, и участники говорили, что все еще скучают по умершему человеку. Только четверть участников чувствовали, что они смирились со смертью своего близкого человека, и ни в одном из этих случаев смерть не была внезапной.
Я обнаружил, что могу идентифицировать себя почти со всеми чувствами, которые испытывали мои участники после тяжелой утраты, и с тем, что они нашли полезным для продвижения вперед в своей жизни. В моем случае поддержка моих родителей, детей и друзей, возвращение на работу и погружение в длительные прогулки, плавание и терапию были чрезвычайно полезны.
Я также оказался среди значительного меньшинства людей, переживших тяжелую утрату, которые испытывают конкретные "знаки" (запахи, звуки, зрелища) во внешнем мире как свидетельство постоянного общения с умершим человеком. В моем случае "знаками" были белые перья, которые начали появляться во всевозможных неожиданных местах после смерти моего мужа и до сих пор появляются через пятнадцать лет после его смерти. Одним из возможных психологических объяснений этого является необходимость "цепляться за любимого человека после его смерти через некую "сенсорную нить", которая ощущается как связь с умершим человеком.
Не все люди, пережившие тяжелую утрату, испытывают такие переживания, и остается открытым вопрос о том, почему некоторые люди кажутся более склонными к ним. Сила привязанности или зависимости от потерянного любимого человека может быть фактором, и ранее существовавшие системы убеждений также, по-видимому, играют определенную роль в том, что те, кто допускает, что "может быть что-то после смерти", кажутся более открытыми для такого опыта.
Многие из тех, кто сообщает о таких явлениях, находят их утешительными. Тем не менее, в их отсутствие поддержка семьи и друзей и возвращение к целенаправленной деятельности, по-видимому, являются универсальными факторами, способствующими повышению устойчивости.
Сегодня утром по радио я слушал женщину, чья дочь погибла во время рейса 93, рассказывающую о том, как она справлялась все эти годы. Она рассказала о любви своей оставшейся семьи и друзей, о добровольной работе, в которую она погрузилась вместе с семьями жертв 11 сентября, и о сотнях перьев, которые она собрала за последние двадцать лет:
Я вдруг понял, каждый раз, когда видел перо, что она была там, говорила мне, что у меня все в порядке, и посылала ей любовь, и было так приятно знать, что она все еще рядом.