Найти в Дзене
Литрес

100 лет Станиславу Лему: почему разругался с Тарковским и чем напугал Филипа Дика?

Польский парламент объявил 2021 год «Годом Станислава Лема». Его слоган «Я видел будущее» вполне подходит для многих писателей-фантастов. Но многие романы Станислава Лема до сих пор неизвестны большинству читателей. Как автор он создал впечатляющие внеземные миры, но никогда не хотел, чтобы его называли «писателем-фантастом». Лем был настолько увлечен будущем, что яркие миры и персонажи из «Рассказов о пилоте Пирксе» и «Сказок роботов» или причудливые приключения космического пилота Ийона Тихого из «Звездных дневников» заставляли читателей со всего мира забыть в каком реальном времени и в какой среде жил писатель. В это воскресенье ему исполнилось бы 100 лет. Мы подготовили для вас 5 фактов из жизни и творчества этого легендарного автора. Поехали! Написал сборник рецензий на вымышленные произведения В своем сборнике «Абсолютной пустоте» Лем под видом критика создает альманах разных сценариев будущего. В каждой из историй можно увидеть намек на литературные тенденции второй половины XX
Оглавление

Польский парламент объявил 2021 год «Годом Станислава Лема». Его слоган «Я видел будущее» вполне подходит для многих писателей-фантастов. Но многие романы Станислава Лема до сих пор неизвестны большинству читателей. Как автор он создал впечатляющие внеземные миры, но никогда не хотел, чтобы его называли «писателем-фантастом». Лем был настолько увлечен будущем, что яркие миры и персонажи из «Рассказов о пилоте Пирксе» и «Сказок роботов» или причудливые приключения космического пилота Ийона Тихого из «Звездных дневников» заставляли читателей со всего мира забыть в каком реальном времени и в какой среде жил писатель. В это воскресенье ему исполнилось бы 100 лет. Мы подготовили для вас 5 фактов из жизни и творчества этого легендарного автора. Поехали!

Написал сборник рецензий на вымышленные произведения

-2

В своем сборнике «Абсолютной пустоте» Лем под видом критика создает альманах разных сценариев будущего. В каждой из историй можно увидеть намек на литературные тенденции второй половины XX века и вполне узнаваемых авторов. Роман в жанре «нуара», модернистский текст, «поток сознания» и интеллектуальная научная фантастика, антиутопия — Лем высказался о каждом жанре.

Сборник завершается рассказом «Новая Космогония», представляющим собой речь Нобелевского лауреата-профессора физики Альфреда Тесты, который говорит о том, что весь мир — игра цивилизаций, способных менять законы природы. О ком идет речь понятно становится сразу.

Презирал теории заговоров и псевдо-просвещенные массы

-3

Поляк был приверженцем правды и фактов, поэтому он презирал различные суеверия, шарлатанство и теориям заговора. Он высмеивал псевдонаучные труды Чарльза Берлица и Эриха Дэникена, тираж которой составил миллионы экземпляров. И он был зол на «псевдо-просвещенные массы», которые «сегодня стыдятся верить в Господа Бога, но они не стыдятся искать и использовать ложных суррогатов.

Станислав сожалел, что такой «метафизический мусор» очень востребован как «противоядие» от «напыщенного аподиктического тона науки». В его основной научной работе «Сумма технологии» он суммировал возможности знания и экстраполировал их на будущее. Как и многие представители своего поколения, Лема разочаровали надежды на кибернетику как на модель социального контроля. Но писатель воспринял это с юмором и в ответ пародировал веру в технологии.

Разругался с Тарковским из-за экранизации «Соляриса»

-4

Прославленный режиссер решил снять фантастический фильм после выхода «Космической одиссеи» и телеспектакля «Солярис». Но сценарий, отклонили не только худсовет, но и Станислав Лем. И если с первым удалось быстро договориться, то со вторым постановщик поссорился на долгие годы.

На встрече с Андреем Тарковским поляк резко заявил, что в романе есть все, что нужно и нет никакой необходимости наполнять его выдумками. Главное, что не устраивало Лема — перенос смыслового акцента с холодной науки на человеческие чувства. По авторскому замыслу нужно было передать сложность контакта ученых с непознанным, а Тарковский решил рассказать о внутренних переживаниях.

Предсказал планшеты, электронные книги и другие достижения XXI века

-5

Польский писатель еще в 1961 году в романе «Возвращение со звезд», за 40 лет до первых экспериментов, описал современные электронные книги. Лем представлял их в виде кристалликов с памятью, которые можно было загрузить в устройство, представляющее собой нечто вроде современного планшета. Он называл его «оптоном».

В его «Кибериаде» и других романах можно найти аналоги интернета, смартфонов, поисковика а-ля Google и даже 3D-принтеров. А еще Лем предугадал появление виртуальной реальности в «Сумме технологии», назвав «фантоматикой».

Напугал Филипа Дика похвалой

-6

Польского писателя хотели назначить почетным членом Американской ассоциации писателей-фантастов, но он отверг это предложение, заявив, что в это жанре в США выходят книги низкого качества. Но тут же сделал исключение: Филип К. Дик был единственным писателем, способным привлечь его внимание.

Но автор «Убика» и «Человека в высоком замке» воспринял такую ​​похвалу как угрозу. Из-за своей галлюцинаторной мании преследования Дик считал, что за польского автора пишут несколько человек, поскольку невозможно, чтобы один человек написал столько хороших книг. Более того американец говорил, что фамилия LEM была аббревиатурой, под которой скрывалась секретная советская организация. А ее целью было воздействие на американские умы с помощью научной фантастики.

Если хотите первыми узнавать о новинках, предлагаем время от времени заглядывать в нашу подборку книг по предзаказу со скидкой 30%.

Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!

-7