В последнее время очень часто звучат слова из СМИ и уст постоянных пользователей каршеринга о том, что данный сервис может полностью заменить личный автомобиль и даже утверждают о весомой выгоде в результате его использования.
Предлагаю свой взгляд на экономию от использования шеринговыми автомобилями.
Для начала рассмотрим основные типы поездок пользователей каршеринга по статистическим данным Яндекс.Драйв'а:
Как мы видим из данной таблицы 1, большинство поездок совершаются пользователями сервиса редко или разово, и не носят систематичный характер.
Рассмотрим использование шерингового автомобиля как своего личного, с учётом долей пользователей из таблицы, которые используют характер поездок в будние дни на работу, плюс по пути заехать в магазин или бар, а в выходные дни на дачу.
Для последующего исследования внесем ясность в условия использования автомобиля:
1. Поездки в день 50 км до работы и 50 км обратно домой и по пути заехать в магазин, всего за 5 рабочих дней с понедельника по пятницу - 500 км
2. Поездки на дачу, суббота - туда 100 км, воскресенье - обратно 100 км, в среднем всего 200 км. Те у кого нет дачи, возможно поедут на отдых в подмосковье, получится примерно такое же расстояние или по магазинам (даже получится меньшее расстояние).
3. За парковку каршерингового автомобиля соответственно не платим, ставим авто и потом в конце рабочего дня берем свободное, а вот за личное придётся платить. Но мы с Вами рассмотрим и варианты парковки в будние дни на работе, в бизнес-центрах, в ближайших дворах и территориях, подземных и наземных парковках гипермаркетов и развлекательных центров, т.е. там, где не смогут эвакуировать автомобиль.
4. Рамки эксплуатации собственного автомобиля ставим в 5 лет. Далее возможно увеличение расходов на ТО, и выход из строя некоторых узлов вследствие их износа. Расчет ведем исходя из наблюдений использования личного автомобиля среднестатистическим горожанином. После 5 лет автомобиль продадим.
5. Стоимостные показатели берем в соответствие с текущей датой.
6. Предполагается, что с ежегодным ростом инфляции рост на все исследуемые стоимостные показатели будет распределяться равномерно. Поэтому расчет будем вести без привязки инфляционного роста. Если кто-то хочет увидеть примерные цены через год или 5 лет, то ежегодно прибавляйте минимум 8% - 10% к годовой стоимости эксплуатации автомобиля с накопительным итогом.
И так, условия уточнили, теперь начнем анализ.
1. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИЧНОГО АВТОМОБИЛЯ
Так как все мы любим считать экономию :), то для сравнения в качестве собственного автомобиля рассмотрим Skoda Rapid II 2021 г.в. комплектации Active START EDITION (не реклама) с кондиционером, чтобы не потеть в пробках на дачу летом. Я думаю многие на таком ездили в московском такси и имеют о нём представление. Год выпуска и комплектация у авто в таксопарках, конечно же разный. Его реальная средняя стоимость на текущую дату у официального дилера, с основным доп. оборудованием, в среднем 1 054 000 руб. У автомобиля механическая коробка передач и экономичный двигатель 90 л.с., 1.6 литров, средний расход в смешанном цикле, условно - 9 литров / 100 км.
Чтобы не утомлять Вас итерациями аналитического расчета, но сформировать структуру понимания взаимосвязей, в таблицах 2 и 3 выведу основные стоимостные и количественные показатели по данному автомобилю:
Также обязательно добавим расчет технического обслуживания за 5 лет, с учётом гарантийного срока 3 года:
Из таблицы видно, что через 5 лет после прекращения действия гарантийного срока на автомобиль владелец его продаст, так как далее автомобиль предрасположен к большим вложениям для поддержания его надлежащего технического состояния, но на 4 годе использования он его всё-таки обслужит, чтобы проездить ещё год без проблем.
Как было сказано выше, собственнику личного авто в отличие от шерингового автомобиля необходимо платить за парковку.
Исключение составляю те люди, кто паркуется без оплаты: на работе, в бизнес-центрах, в ближайших дворах и территориях, подземных и наземных парковках гипермаркетов и развлекательных центров, т.е. там, где не смогут эвакуировать автомобиль.
Так как мы считаем общую стоимость пользования собственным автомобилем по максимуму среднестатистическим пользователем, то покупать мы будем абонемент на парковочные места в г. Москве. Цены на абонементы с территориальной привязкой взяты с официального сайта www.parking.mos.ru
Прилагаю ниже стоимость парковочных абонементов из расчёта на 5 лет, в г. Москве, таблица 4:
Теперь всю необходимую для расчёта информацию сведём в таблицу 5 ниже, добавив еще и постановку данного автомобиля на учёт:
Как видим из таблицы, затраты после 5 лет эксплуатации автомобиля, без учета платы за парковочное место за тот же период составили 1 957 946, 00 руб. за 5 лет.
Прибавьте сюда стоимость парковочных абонементов, в зависимости от того, в каких территориях города Вы собираетесь парковать свой транспорт, получим следующий результат в таблице 6:
И так, общие затраты с учётом всех факторов использования личного автомобиля в г. Москве мы выяснили. Теперь разберемся сколько стоит каршеринг за 5 лет в качестве собственного авто.
Для примера возьмём один из большинства известных сервисов Яндекс.Драйв, так как если сравнивать несколько операторов, то данное обозрение превратиться в научное исследование.
Теперь выясним затраты при использования аналогичного шерингового автомобиля, хотя я не думаю, что Вам предоставят новое авто из салона 2021 г.в. В основном в таких сервисах авто уже не первой свежести, но в хорошем техническом состоянии.
2. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ШЕРИНГОВОГО АВТОМОБИЛЯ на примере цены Яндекс.Драйв
Теперь мы посчитаем затраты на использование шерингового автомобиля в личных целях, с автомобилем тех же характеристик Skoda Rapid, таблица 7:
Теперь с Вами сравним полученные стоимостные показатели и отобразим их ниже в таблице 8:
Ну и так как постановка на учёт выполняется единоразово, соответственно и оплачиваем мы пошлину один раз 2850 руб., поэтому я не вносил данную сумму в аналитику ежегодного расчета затрат на эксплуатацию. Можете сами прибавить данный размер платежа к полученным стоимостям, думаю результат не сильно заставит изменить Ваше первоначальное мнение.
Диагностическая карта на новый автомобиль не требуется.
Очевидно, что если не ставить автомобиль на платную стоянку ежедневно, то можно сэкономить 909 094,00 рублей за 5 лет, а если Вы работаете в пределах территории внешней стороны Садового кольца и до границ Москвы с областью и собираетесь парковать автомобиль на этой территории каждый день, кроме выходных, то за 5 лет использования своего авто и абонемента на данной территории сэкономите 159 094 рублей.
НО, ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЁ !
Потом после 5 лет эксплуатации своего автомобиля вы можете с уверенностью его продать, так как он по своим качественным эксплуатационным свойствам будет еще востребован на рынке, и потеряет приблизительно 40-50% от своей первоначальной стоимости.
И, как видно выше из таблицы 9 в большинстве случаев использование собственного автомобиля, с последующей его продажей через 5 лет, даже с учетом покупки парковочного абонемента в центре г. Москвы будет выгодным, только если Вы не собираетесь парковаться внутри Бульварного кольца.
Ну и напоследок рассмотрите основные плюсы и минусы использования личного автомобиля и каршеринга. Можете также найти свои плюсы и минусы, и добавить их в комментариях. Смотрим таблицы 10 и 11:
ПОДВЕДЁМ ИТОГ нашего с Вами анализа.
Победителем, на мой субъективный взгляд, всё-таки стал личный автомобиль.
Каршеринг в России пока не может предложить более выгодный уровень стоимости эксплуатации шерингового автомобиля и таких сервисных условий, чтобы его можно было использовать с выгодой, по отношению к личному автомобилю.
Благодарю Вас, что дочитали до конца мой анализ. Надеюсь он был для Вас информативным и полезным с точки зрения экономии Ваших денег.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите в комментариях Ваши замечания или хорошие впечатления. Дальше будет ещё интереснее. До новых встреч!