Найти тему
kin0guru

Как газета "Правда" в 1953 году фильмы про Тарзана ругала

Проглядывая доступные онлайн-архивы газеты "Нью-Йорк Таймс" в поисках рецензий на советские фильмы, я натолкнулся на фрагмент древней заметки на прямо противоположную тему - о том, как со слов американцев уже наша центральная печать отзывалась об их кино, время от времени добиравшемся до простых зрителей страны Советов.

Уже само название у этой статьи, опубликованной 28 декабря 1953 года, было ехидным: «Газета "Правда" ругает фильмы о Тарзане, утверждая, что рёв пугает колхозный скот». Подзаголовок не отставал: «Советских кинопрокатчиков упрекают за показ "низкопробных" американских фильмов про джунгли, которые сеют панику в деревенских сараях». Далее из текста следовало, что накануне агентство Ассошиэйтед Пресс сообщило, будто "Правда" критикует советских прокатчиков за демонстрацию старинных штатовских кинолент про Тарзана, заявляя, что его дикий рёв пугает кур и свиней в колхозах.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Это был конечно очередной разгар холодной войны и поэтому принимать на веру пропагандистские кульбиты и перлы не стоило. Мне и захотелось перепроверить, благо что первоисточник - печатный орган ЦК КПСС - за те годы у меня в наличии есть (в pdf-формате, само собой). Перерыв номера за декабрь 1953 года, я обнаружил искомое на 2-й странице №349 от 15-го числа. Им оказался фельетон некого Г. Воробьёва из Воронежа, что уже внушало некоторое сомнение - ведь этот остропублицистический жанр отличает использование приемов гротеска и гиперболы, хоть и на реальном материале, включая имена действующих лиц.

Предлагаю текст в полном объеме. Начало ничего такого не предвещало - тут больше нареканий в адрес плохой организации кинообслуживания в сельских районах, из-за чего фильмы крутили в мало приспособленных помещениях:

«ТАРЗАН» НА ПОЛУТОРКЕ
В Кузиху прибыл «Тарзан». Его привез на полуторке маленький, щупленький паренёк Вася Петрин. Разыскав бригадира, Вася спросил, где можно показать кино.
— Негде у нас показывать,— хмуро отвел тот.— Разве что на ферме... А картина про что?
— Про дикого человека, про обезьяну, слонов, диких свиней...
— Ну вот.— ухмыльнулся бригадир,— как раз, значит, на животноводческой ферме не грех показать.
Вася осмотрел ферму, прикрепил экран, притащил со своим напарником-мотористом аппаратуру и, продав билеты подошедшим колхозникам, достал из металлической коробки первый диск...
Скоро ферма огласилась громким и угрожающим кличем воинов какого-то африканского племени и оглушительным барабанным боем. На экране появился разъяренный лев, и раздался такой оглушительный визг, что зрителей передернуло. Сначала они подумали, что это визжит удирающая от хищника обезьяна Чита. Но вот уже Тарзан вступил в смертельную схватку и, не получив ни одной царапины на голой теле, сразил насмерть зверя, и уже обезьяна затанцевала от радости, а визг все еще раздавался.
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников
— Настя! Пойди уйми! — крикнул бригадир.
— Кого? — удивилась свинарка. И поняв, наконец, что унимать надо не льва, а визжащих за перегородкой поросят, очевидно, перепуганных рыком царя зверей, с досадой добавила: — Попробуй уйми их, когда тут лев ревет...
Колхозники захохотали. А Вася тихо сказал своему напарнику:
— И дали же мне для начала картину!..
— Ничего,— ответил моторист.— Вот приедем в Никольское, посмотришь, каков сбор будет: там клуб колхозный человек на триста!..
...Старенькая полуторка, громыхая и скрипя расшатанными бортами, пропылила по улице села Никольского и остановилась возле самого большого, крытого железом здания.
Вася вылез из кузова и, взглянув на вывеску «Правление колхоза «Путь к коммунизму», вошел в дом.
— Здравствуйте! — сказал он сидевшим здесь людям. — Мы с кинокартиной приехали. Где у вас клуб?
— Гм... А про что картина-то?—спросил председатель колхоза.
— «Тарзан»! — признался Вася и, боясь, что ему и здесь предоставят ферму, добавил нерешительно и тихо: — Про дикого человека, обезьяну, диких свиней...
— Ох, сынок, у нас своей живности хватает!
Как бы в подтверждение этих слов дверь распахнулась и из-за сеней, которые отделяли контору правления от клуба, послышалось многоголосое блеяние: оказалось, клуб был занят приплодом овец.
Сеанс не состоялся. Пришлось заводить потрепанный мотор полуторки и отправляться дальше.
То было еще весной.

Выше автор уже позволил себе толику отсебятины: в сцене фильма "Тарзан: Человек-обезьяна" (1932), герой после схватки со львицей, а затем и львом, все-таки пострадал и его в бессознательном состоянии друг-слон перенёс в безопасное место:

Хотя возможно речь шла о каком-то похожем эпизоде из одного из трёх продолжений, также показанных тогда в СССР.

Так или иначе, автор-правдист начал за здравие, а закончил... как всегда: далее достаётся за ту самую "низкопробность" и Тарзану, и другим "пустопорожним" американским кинолентам, правда, так и не названным:

Кончилось лето. Киномеханик передвижки получил на целый месяц другие низкопробные фильмы из залежей Кинопроката. Вопли Тарзана сменились оглушительной стрельбой ковбоев и морских пиратов.
Вася Петрин пожаловался заведующему районным отделом культуры М. Н. Фефиловой. Фефилова пошла к председателю райисполкома И. П. Пирогову:
— Иван Никитич, плохо у нас с кинообслуживанием. Новых картин контора Кинопроката присылает мало. Был, правда, один новый фильм — «Чук и Гек». Но наш механик Петрин ездил с ним так долго, что даже не выдержал, пришел ко мне и говорит: «Мария Николаевна, докуда же я буду этот фильм возить? Меня уже самого Чуком дразнят!»
Иван Никитич выслушал Марию Николаевну, а помощи не оказал.
Вася Петрин сейчас на распутье: к кому еще обратиться за помощью? Разве поехать пожаловаться в область? Но в Воронежском обкоме КПСС скажут ему, что зря-де беспокоишься, мол, все вопросы, волнующие киномеханика, нами давно разрешены.
И, в самом деле, бюро обкома приняло специальное постановление «О состояние и мерах улучшения кинообслуживания сельского населения области». Много хорошего было написано в этом решении. Вот, например: «Обязать райкомы партии и райисполкомы глубоко вникать в работу органов кинофикации, оказывать им необходимую помощь...» или еще: «Создать нормальные условия для работы кинопередвижек» и т. д., и т. д. Но чрезмерная вера в силу директив помешала работникам обкома проверить, как выполняется это постановление. А работники областного отдела кинофикации, областного управления культуры и конторы Кинопроката восприняли его своеобразно: они... перестали выделять кинопередвижкам научные сельскохозяйственные фильмы. Большинство таких фильмов лежит теперь на складе.
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников
По неведомым причинам попали в немилость и такие известные советские кинокартины, как «Мичурин», «Сельский врач», «Сельская учительница». Зато от села к селу, от поселка к поселку, от города к городу громыхает на полуторке «Тарзан». Его дикий рев был слышен 2 декабря в Анненском и Ново-Усманском районах, с 8 по 11 декабря — на станции Латная и в селе Садовое, с 1 по 13 декабря — в самом Воронеже. Визиты «Тарзана» запланированы на весь декабрь. А вслед за «Тарзаном» мчится в деревню очередной пустопорожний фильм, и от беспрерывной пальбы подают с насестов приготовившиеся ко сну куры, поднимая на селе ночной переполох.
Г. ВОРОБЬЕВ
г. Воронеж.

Выходит, не так уж и далеко от истины оказались заокеанские журналисты, хотя наша газета как бы напечатала всего лишь мнение одного рядового фельетониста.

А всё-таки, какие же именно фильмы про ковбоев и морских пиратов добрались до отечественных кинозрителей в первой половине 1950-х ( чтобы в итоге попасть под раздачу)? Есть версии?

Скан статьи из газеты "Правда" от 15.12.1953г.
Скан статьи из газеты "Правда" от 15.12.1953г.

(с) Albert Magnus специально для kin0uru

#кинорецензии из старых газет #kin0guru