Найти тему

“Искупление” Иэн Макьюэн

В тот момент, когда открываешь книгу под заглавием “Искупление”, очень сложно представить кому и что придется искупать на 387 страницах повествования. Еще сложнее становится думать об “Искуплении” при чтении первой половины книги. В какой-то момент читатель начинает интересоваться, не ошибся ли автор названием? Или может это промах издателя. Но ровно в тот момент, когда ты окончательно уверяешь себя в том, что искуплением здесь не пахнет, огромная волна падает на тебя, придавливая многотонной тяжестью еще до того, как ты осознаешь, откуда она взялась. Примерно такие ощущения были у меня при чтении моего первого произведения известного британского писателя Иэна Макьюэна.

История, которую рассказывает автор, похожа на старую кассетную пленку, которую кто-то все время то перематывает вперед, то замедляет. Долгих страниц тридцать мы наблюдаем за девочкой по имени Брайони, гадая в какое время нас занесло писательское воображение. Героиня, фантазия которой привела ее в мир сочинительства, решилась взяться за пьесу в преддверии приезда любимого брата. Она с головой погружается в работу и, когда произведение закончено, она готова нырнуть в репетиции, с которыми ей должны помочь бедные кузены: мальчишки-близнецы и старшая двоюродная сестра, чьи родители разводятся, что в 1935 было редкостью, а значит и пахло скандалом. В первый раз сердце Брайони разбивается после того, как кузина, прикрываясь щитом жалостливой добродетели, занимает главную роль, которую автор писала, естественно, для себя. В этом крошечном мирке детских драм, разве может найтись место для искупления? Искупления чего? Нет, это категорически невозможно, пока на сцене не появляются другие герои.

Сесилия — старшая сестра Брайони. Девушка, окончившая университет, но еще не решившая, чем заниматься дальше, а поэтому проводившая лето дома по непонятной причине. Робби — непонятная причина. Сын прислуги, очень умный парень, учившийся за счет отца Сесилии и Брайони. Лола — кузина Брайони, унаследовавшая мамин характер, основной чертой которого являлась способность в любой ситуации притягивать к себе внимание.

Костяк истории как всегда прост — Сесилия и Робби влюблены, только об этом не знают. Робби первый догадывается о связывающих их чувствах и пишет записку, в которой признается в обожании, но в порыве страсти присовокупляет целый абзац про одно интимное место подруги. Естественно, он тут же откладывает свое послание и сочиняет новое, но вот гормоны, ударившие в голову юному герою, ослепляют его на миг, и в конверт попадает неприличный вариант письма, который позже по той же причине он передает Брайони. Она в свою очередь, стремясь обогатить свой писательский опыт, читает записку и с легкой руки кузины приходит к выводу, что Робби — маньяк. Поэтому позже, когда близнецы решают убежать из дома, и все направляются на поиски, увидев, что кузину кто-то насилует, Брайони заявляет, что это был Робби, тем самым ломая судьбу всего семейства.

И вот тут название книги встает в полный рост, а читатель пригибается. Ведь люди, как правило, даже себе не прощают ошибок, которые они сделали в ключевые моменты своей жизни: поступить не на ту специальность, расстаться с любимым, бросить кого-то в беде. Все эти вещи мы прокручиваем раз за разом, съедая самое себя. И не приведи Господь, кто-то еще нам об этом скажет, мы съедим и его с потрохами. Но разрушить чужую жизнь — это отдельный вид непростительной ошибки. Но осознание этого приходит к главной героине слишком поздно… или нет?