Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Как воздушные асы воевали в сухопутных штрафбатах

Г. Костылев вернулся из полета.
Г. Костылев вернулся из полета.

Многим летчикам пришлось повоевать и в штрафбатах. Около двадцати из них были к этому времени (или стали позже) Героями Советского Союза.

«Смывали вину кровью» чаще в сухопутных штрафных частях. Хотя существовали и «небесные». Но их роль и значение в публикациях существенно преувеличены и многие факты не находят документального подтверждения. Так, со слов И.Е. Федорова, в его эскадрилье «авиаштрафников» летал Алексей Решетов, осужденный трибуналом за расстрел в воздухе самолета своего ведомого, неоднократно из-за трусости бросавшего ведущего в схватках с противником. Между тем, документальных подтверждений этому пока не найдено. Известно, что Решетов в августе 1942 года в составе 273-го ИАП громил врага в воздушных боях под Сталинградом. Поэтому у исследователей возникли сомнения, что он мог входить в группу «авиаштрафников» Федорова.

Наш рассказ – о пяти воздушных асах, воевавших в обычных штрафных частях на земле.

1. Герой Советского Союза (1942) старший лейтенант Герасимов Филипп Филиппович (1921-1991).

Ф.Ф. Герасимов
Ф.Ф. Герасимов

Герасимов родился в д. Клюево (ныне – Островского района) Псковской области. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище. На фронте – с июля 1941 года. Летал в составе нескольких летных частей ВВС Черноморского флота, в 9-м ИАП ВВС Балтийского флота.

Геройского звания Герасимов был удостоен не за количество сбитых самолетов врага, а за то, что первым из летчиков из состава 6-го гвардейского авиаполка ВВС Черноморского флота сумел на самолете У-2 доставить крымским партизанам радиста и радиостанцию. Не имея возможности взлететь, сжег самолет и с группой партизан добрался до своей части. Также за годы войны он был награжден четырьмя орденами Красного Знамени.

10 июля 1943 года Герасимов «за недисциплинированность и пьянство» оказался в штрафном взводе морской пехоты, воевавшим на Малой земле.

Писатель В.Н. Конев установил, что Герасимов был наказан за избиение подчиненного ему авиатехника, по вине которого он «чуть не угробился на самолете».

Отбыв трехмесячный срок наказания в штрафбате, Герасимов был восстановлен в офицерском звании и продолжил летать в 25-м ИАП ВВС Черноморского флота.

Всего за годы войны старший лейтенант Герасимов совершил 385 боевых вылетов, в 44 воздушных боях лично сбил 6 самолетов врага и в паре – 4. Трижды его считали погибшим.

4 апреля 1946 года Герасимов был осужден военным трибуналом ВВС Северо-Балтийского флота на 5 лет лишения свободы за насильственное оскорбление начальника, совершенное в состоянии опьянения. В 1948 году в связи с осуждением был лишен геройского звания (восстановлен в 1965 году).

Освобожден из Воркутинского лагеря досрочно – в ноябре 1950 года.

2. Летчик-штурмовик капитан Коновалов Иван Иванович

И.И. Коновалов
И.И. Коновалов

Коновалов родился в Ястребиновском сельсовете Становлянского района Орловской области (ныне – Липецкой области). По документам он родился в 1922 году. На самом деле – чуть позже. Тогда многие рвались на фронт, приписывая себе годы.

Обучался в бомбардировочном летном училище в городе Слоним. После начала войны – в Оренбургском училище. Летал на Ил-2 в 953-м штурмовом авиаполку. Награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями.

В наградных листах указано, что Коновалов на фронтах Великой Отечественной войны – с декабря 1944 года. На самом деле – раньше. Он угодил в сухопутный штрафбат сразу после окончания Оренбургского военного училища.

Коновалов вспоминал: «Так вот, закончил я училище, звание нам не присвоили, сказав, что это сделают на фронте, и попал прямиком… в штрафную роту. Как получилось? А так. Ехал через Москву и задержался у матери на несколько дней. Она в госпитале, в котором работала, выписала мне липовую справку. Меня задержал патруль, отвел в комендатуру. Там эту справку проверили, и в декабре 43-го я уже был на передовой в отдельной армейской штрафной роте, подчиненной 69-й дивизии 65-й армии генерала Батова. Не люблю этот период вспоминать… Я потом на штурмовиках воевал, так вот, в пехоте – страшнее»[1].

3. Герой Советского Союза (1942) гвардии майор Костылев Георгий Дмитриевич (1913-1960).

Г.Д. Костылев
Г.Д. Костылев

Костылев родился в г. Ораниенбаум Санкт-Петербургской губернии (ныне – г. Ломоносов Ленинградской области). Окончил школу пилотов Осоавиахима (в Ленинграде) и Центральную лётно-инструкторскую школу Осоавиахима (в Москве). На фронте – с 22 июня 1941 года. Командир звена 3-го гвардейского ИАП ВВС Балтийского Флота. Летал на И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, «Харрикейне», Ла-5 и Ла-7. Совершил 418 боевых вылетов, 10 самолетов сбил лично и 33 – в составе группы.

В 1943 году Костылев был судим, разжалован и направлен в штрафбат. А произошло вот что. В конце февраля 1943 года, во время краткосрочного отпуска в блокадный Ленинград, Костылев был приглашен в гости. Увидев там стол, ломившийся от изобилия яств и алкоголя, воздушный ас, насмотревшийся перед этим на умиравших от голода земляков, высказал офицеру-тыловику все, что он о нем думает и в ходе ссоры избил его.

Вот как описал случившееся Н. Бодрихин: «Сын блокадницы, Костылев, не на словах знавший цену блокадным мытарствам, в благородной ярости разнес это «гнездо пира во время чумы...»: разбил стоявшую перед ним посуду, стекла пузырившегося хрусталем серванта и опрокинул майора интендантской службы, пытавшегося прикрыть хрусталь своей грудью»[2].

Костылев воевал в сухопутном штрафном батальоне – на Ораниенбаумском плацдарме.

После возвращения из штрафной части Костылев воевал в 4-м ИАП Балтийского флота и продолжал виртуозно сбивать вражеские самолеты.

4. Гвардии лейтенант Мордовец Федор Петрович (1920-1944).

Фото найти не удалось.

Мордовец родился в пос. Калининский гор. Сталино (ныне – Донецк). На фронте – с первых дней войны. Воевал пилотом У-2 в составе 95-й авиаэскадрильи Черноморского флота.

Сержант Мордовец неоднократно летал к партизанам в Крым. Был награжден орденом Ленина. В наградном листе, подписанном 25 июля 1942 года, сказано: «Мордовец имеет 170 боевых вылетов на самолете У-2. 28 полетов выполнил к партизанам. Партизанам возил продовольствие, боезапас и почту, от партизан вывез 12 человек раненых»[3]. А через год Мордовец попал в штрафную часть за то, что, возвращаясь на аэродром после боя решил «показать класс» - прошел на бреющем слишком низко, зацепившись крылом своего У-2 за дерево. Воевал он в том же штрафбате, что и Филипп Герасимов. В конце августа, когда Мордовец получил в бою тяжелое ранение, Герасимов оказал ему первую помощь.

В мае 1944 года, после передислокации их полков на Балтику, друзья встретились вновь. Мордовец в то время летал уже на Ил-2 в составе 8-го штурмового Феодосийского дважды Краснознаменного авиационного полка. В июне он не вернулся с боевого задания и попал в списки пропавших без вести. Уже во второй раз.

Первый раз сержант Мордовец не вернулся с боевого задания и считался пропавшим без вести в сентябре 1941 года. Вскоре выяснилось, что при взлете с партизанского аэродрома отказал двигатель, самолет был разрушен, а пилот отделался ушибами. Но во второй раз произошло непоправимое – штурмовик Ил-2 был сбит под Выборгом, летчик-штурмовик Федор Мордовец погиб.

5. Капитан Павел Антифеевич Смешной (1920-1945).

Фото найти не удалось.

О летчике с такой необычной фамилией и о совершенном им героическом подвиге мы знаем, благодаря командиру штрафного батальона А.В. Пыльцыну.

Информации об этом герое немного. Из наградных листов следует, что он проживал в селе Песчанка Песчанского района Одесской области, был мобилизован на фронт Песчанским райвоенкоматом, служил техником-лейтенантом 111-го авиационного бомбардировочного полка. Погиб в бою 18 апреля 1945 года. Похоронен в братской могиле на территории Щецинского воеводства (Польша).

Смешной не был воздушным асом. Он стал настоящим Героем на земле.

По воспоминаниям Пыльцына, Смешной прибыл в штрафбат в самом конце войны: «Он получил 2 месяца штрафбата за то, что во время перегона по воздуху новых самолётов из тыла на фронт, один из его подчиненных то ли из-за ухарства, то ли из-за разгильдяйства не справился с управлением, разбил машину и погиб сам. На Одерском плацдарме Павел Смешной воевал очень достойно, уничтожил несколько танков, мощных огневых точек и немецких вояк, но героически погиб, прикрывая нас огнем. Я ходатайствовал о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Не дали»[4].

Из наградного листа Павла Антифеевича Смешного: «Тов. Смешной 17.04.45 года одним из первых в роте переправился на западный берег р. Одер. Гранатами уничтожил две огневые точки противника, …огнем из автомата и трофейного оружия в этом бою уничтожил до 100 солдат противника, …в рукопашной схватке с врагом геройски погиб…»[5].

Монумент летчикам Великой Отечественной войны в Туле. Фото Георгия Сидорова.
Монумент летчикам Великой Отечественной войны в Туле. Фото Георгия Сидорова.

[1] Артем Драбкин. Я дрался на штурмовике. М. Яуза. 2015.

[2] Бодрихин Н.Г. Советские асы. Очерки о советских летчиках. М. ЗАО КФК ТАМП. 1998. с. 107-108.

[3]Сайт «Память народа», № записи 50019782.

[4]Беседа с генерал-майором А.В. Пыльцыным (на сайте - https://pravoslavie.ru/103283.html).

[5]Сайт «Память народа», № записи 29714653. П.А. Смешной был посмертно награжден Орденом Отечественной войны I степени.