Найти тему
Новости в мире IT

Элизабет Холмс: Изменил ли скандал с Theranos Кремниевую долину?

В течение многих лет Элизабет Холмс была любимицей Кремниевой долины, женщиной, которая не могла ошибиться.

Основанная ею компания Theranos привлекла сотни миллионов долларов инвестиций.

Однако компания, которую она создала, была основана на фантастической науке.

Технология, которую создавала Theranos, - якобы проверка на сотни заболеваний с помощью булавочного укола крови - казалась невероятной. Так оно и было.

Миллионы долларов были растрачены, а некоторые из тех, кто пользовался тестами компании, включая больного раком, утверждают, что им был поставлен неправильный диагноз.

Основатель Theranos "лгал и обманывал", слушания в суде

Теперь, спустя годы после краха Theranos, г-жа Холмс предстала перед судом в Калифорнии по обвинению в мошенничестве (она не признала себя виновной).

Для стороннего наблюдателя из Кремниевой долины эта история звучит нелепо. Как удалось привлечь так много людей?

Однако в Кремниевой долине многие считают, что случай с Theranos - далеко не отклонение от нормы - говорит о системных проблемах в культуре стартапов.

Притворяться, пока не получится

В Кремниевой долине нет ничего необычного в том, чтобы преувеличивать свой продукт - давать завышенные обещания, и г-жа Холмс явно была очень хороша в этом.

Бросив учебу в Стэнфордском университете, она, по общему мнению, была внятной, уверенной в себе и хорошо представляла свое видение - миссию, как она ее описывала, - революции в диагностике.

Скептически настроенные эксперты говорили ей, что ее идея - это всего лишь идея, и она не будет работать.

Но она излучала непоколебимую уверенность в том, что эта технология изменит мир.

ПРОФИЛЬ - Кто такая Элизабет Холмс?

"Это заложено в культуре", - говорит Маргарет О'Мара, автор книги "Код: Silicon Valley and the Remaking of America.

"Если вы молодой стартап, находящийся в стадии развития, с едва существующим продуктом, то определенная доля развязности и суеты ожидается и поощряется", - говорит она.

Особенно на ранней стадии, когда стартап находится в зачаточном состоянии, инвесторы часто смотрят на людей и идеи, а не на технологию. Общая мудрость гласит, что технология придет с правильной концепцией - и правильными людьми, которые заставят ее работать.

Г-жа Холмс блестяще умела продавать эту мечту, применяя очень распространенную в Кремниевой долине практику: "притворяйся, пока не получится".

Ее проблема заключалась в том, что она не смогла заставить его работать. Ее адвокаты утверждают, что г-жа Холмс была просто деловой женщиной, которая потерпела неудачу, но не мошенницей.

Проблема Кремниевой долины в том, что грань между мошенничеством и просто игрой в культуру притворства очень тонка.

"Theranos была ранним предупреждением о культурном сдвиге в Кремниевой долине, который позволил процветать промоутерам и негодяям", - говорит венчурный инвестор Роджер МакНами, который критически относится к большим технологиям и не инвестировал в Theranos.

Он считает, что культура секретов и лжи в Кремниевой долине, культура, которая позволила технологии Theranos остаться без анализа, "абсолютно эндемична".

Амбиции могут быть хорошими. Обещание светлого будущего, а затем попытки реализовать это видение привели к появлению компьютеров и смартфонов.

Но для инвесторов попытка отделить шарлатанов от революционеров - это постоянно меняющаяся задача.

В прошлом месяце генеральный директор и основатель компании HeadSpin, создающей приложения для телефонов в Кремниевой долине, Маниш Лачвани был арестован за предполагаемый обман инвесторов. Людей, ставящих деньги на кон, ждут огромные состояния, которые можно как заработать, так и потерять.

-2

Сохранение "секретного соуса" в тайне

В Кремниевой долине интеллектуальная собственность тщательно охраняется. Рецепт "кока-колы", секретный соус, часто является тем, что придает компании ценность, и новые технологические компании особенно чувствительны к тому, что их идеи копируют или крадут.

Секретность важна для успеха таких компаний - но культура секретности может также использоваться как дымовая завеса, особенно когда даже сотрудники и инвесторы не понимают или не имеют доступа к самой технологии.

Именно это и произошло в Theranos. Журналистам, инвесторам, политикам, да кому угодно, говорили, что наука существует. Однако когда задавались вопросы, им отвечали, что технология настолько секретна, что ее нельзя полностью объяснить, проанализировать или протестировать.

Компания Walgreens, крупный клиент Theranos, была обескуражена отсутствием информации о том, как работает система.

Есть много компаний из Кремниевой долины, о которых я писал, которые не могут полностью объяснить, как на самом деле работает их технология. Они утверждают, что у них есть "запатентованные" системы, которые пока не могут быть раскрыты или рецензированы.

Эта система основана на доверии, но она в корне противоречит культуре "подделки" и создает идеальную среду для скандалов типа "Тернаноса", когда заявления, не соответствующие действительности, остаются неоспоренными.

Заимствование из книги ЦРУ

Система, в которой так много внимания уделяется секретности, нуждается в юристах, и в большом их количестве. Компании не хотят, чтобы их сотрудники сбегали с идеями. Соглашения о неразглашении информации (NDA) являются эндемическим явлением в мире стартапов - и отнюдь не только в технологической сфере.

Но культура секретности Кремниевой долины создает особые трудности для разоблачителей.

После краха компании бывшие сотрудники Theranos рассказывали о сильном давлении с целью заставить их отказаться от негативных публичных высказываний или вообще молчать. Компания наняла агрессивных, дорогих и очень активных юристов для защиты репутации Theranos.

Это не редкость в Кремниевой долине, говорит Кори Крайдер из Foxglove, группы, которая помогает разоблачителям заявить о себе.

"Я более десяти лет проработала в сфере национальной безопасности, и мне очень часто кажется, что представители Кремниевой долины в таких вопросах играют по сценарию ЦРУ", - сказала она.

"Им удалось запугать людей и заставить их думать, что они не имеют права поднимать законные вопросы".

Если основатели и руководители компании не честны, сотрудники должны чувствовать себя комфортно и бить тревогу. Слишком часто они этого не делают.

-3

Дикий Запад денег и амбиций

На фоне шумихи легко забыть, что многие инвесторы смотрели на Theranos и проходили мимо - особенно те, кто разбирается в здравоохранении.

Среди заметных инвесторов были люди и группы, не обладающие знаниями в области здравоохранения, например, медиа-магнат Руперт Мердок.

Для этих инвесторов, обладающих капиталом, зачастую их решение о вложении доли предполагает, что более мелкие финансисты на ранних стадиях сделали свою домашнюю работу по технологиям.

"Они как бы верят третьей стороне на слово", - говорит г-жа О'Мара.

И снова это система, основанная на доверии - более поздние инвесторы верят, что более ранние знают, что делают. Проблема в том, что с таким количеством денег, которые крутятся вокруг, это не является само собой разумеющимся.

В конце концов, Theranos попалась. Как компания медицинских технологий, занимающаяся диагностикой в реальных условиях, результаты и регулирующие органы в конечном итоге доказали бы, что это правда или подделка.

Но поскольку многие компании Кремниевой долины продают якобы новое и передовое в областях, которые регулируются гораздо менее жестко, контроль за ними более слабый.

Сегодня культура "подделывай, пока не сделаешь" все еще жива и здравствует, как и репрессивная культура секретности и агрессивное использование NDA для сотрудников. Такая модель имеет свои преимущества и помогает создавать чрезвычайно ценные и иногда инновационные компании.

Но это также означает, что ингредиенты для очередного скандала с Theranos все еще на месте.