Фильм режиссёра Отара Иоселиани. Снятый в 1984 году, стал первой полнометражной кинокартиной Иоселиани после переезда во Францию (1982). Фильм развивал основные мотивы первой работы режиссёра за рубежом — полудокументальной корткометражки Семь пьес для чёрно-белого кино. В Фаворитах луны отмечается влияние позднего Буньюэля, в частности, фильма Призрак свободы.
Премьера в США в 1985 году.
Актеры: Катя Рупэ, Аликс де Монтегю, Франсуа Мишель, Жан-Пьер Бовиала, Паскаль Обье, Кристиана Бэйли, Бернар Эйзеншитц, Ханс-Питер Клоос, Майте Наир, Матьё Амальрик, Ласло Сабо, Янник Карпентье, Ноэль Симсоло.
Кратко: Виртуозно разыгранный спектакль об "избранниках ночи", в котором все играют желанные роли, связаны в единый клубок обманами, поисками удовольствий, расчетом и равнодушием. Главные "герои" этой криминальной комедии-притчи - антикварные ценности, картина XIX века и сервиз севрского фарфора XVIII века, прошедшие через руки самых разных людей - от дам высшего света до уличных проституток, от мелких жуликов до влиятельных мафиози.
Название фильма объясняет четверостишие В. Шекспира., приведенное в качестве эпиграфа в начальных кадрах фильма:
"Почему нас называют ворами?
Мы не воры,
Мы рыцари мрака,
Фавориты луны"
Грузинский режиссер снял фильм о парижских воришках и не только о них. Зачем? Где тут логика? Действительно, и сам фильм поначалу вызывает раздражение кажущимся отсутствием логики. Например, логики привычного развития сюжета. Неизвестный художник конца прошлого века рисует обнаженную натуру, а в следующем кадре эту картину вешают на стену рабочие в современных спецовках, чтобы потом воришка с хрустом вырезал ее из рамы в квартире полицейского комиссара, а затем некая дама продала эстрадной певице, и снова тот же самый "фаворит луны" аналогичным образом похищает ее опять и опять так, что к концу фильма от нее остается лишь маленький квадратик, с которого грустно смотрит на нас прекрасное девичье лицо. А вот ссорится супружеская пара. Очень темпераментно, по-французски. Он хлопает дверью и уходит к любовнице. Она садится в такси и уезжает к любовнику. Причем оба не подозревают, что их партнеры являются из собственным зеркальным отражением, то есть такой же рассорившейся супружеской парой. А вот комиссар полиции, занимающийся розыском террористов, мило беседует за семейным столом с их пособником - торговцем оружия, у жены которого только что состоялся быстротечный уличный роман с воришкой, только что обчистившем квартиру этого самого комиссара, чья жена изменяет ему с этим самым торговцем, который в свою очередь... Нет, пересказать все это невозможно, как невозможно подробно проследить извилистый путь тарелки из севрского фарфора, расписанный на наших глазах мастером в 1781 году, купленной на аукционе богатой парижанкой в 1984 году, разбитой ее слугой-вьетнамцем, найденной на улице негром-уборщиком и склеенной одной из представительниц древнейшей профессии в мире.
Десятки сюжетов, входящих один в другой, вытекающих друг из друга, идущих параллельно или пересекающихся, множество персонажей, которые, сами не подозревая о том, оказываются тесно сцепленными своими поступками, делами, знакомствами, сливаются на экране в некий пестрый спутанный клубок, образуя, казалось бы, не поддающийся разгадке некий парижский кроссворд. Но клюя к фильму все же существует. И найти его можно в одном из рассказов О. Генри из сборника "Голос большого города": "В большом городе происходят важные и неожиданные события... Гуляешь.., хочешь сорвать гвоздику - и вдруг на тебя нападают бандиты, скорая помощь везет тебя в больницу, ты женишься на сиделке; разводишься, перебиваешься кое-как с хлеба на квас, стоишь в очереди в ночлежку, женишься на богатой наследнице, отдаешь белье в стирку, платишь членские взносы в клуб - и все это в мгновение ока. Бродишь по улицам, кто-то манит тебя пальцем, роняет к твоим ногам платок, на тебя роняют кирпич, лопается трос в лифте или твой банк, ты не ладишь с женой или твой желудок не ладит с готовыми обедами - судьба швыряет тебя из стороны в сторону, как кусок пробки в вине..."
Именно таким увидел Париж и парижан Отар Иоселиани. За двадцать лет до этого он снял всего четыре полнометражных фильма ("Листопад", "Жил певчий дрозд", "Пастораль", "Фавориты луны"). - и создал свой кинематограф. Кинематограф этот сложный, требующий от зрителя серьезного, вдумчивого отношения. Его фильмы - попытка рассказать о тесной взаимосвязи каждого человека с другими людьми, о густонаселенности мира, где все обусловлено, где каждый наш шаг, каждый поступок, каким бы незначительным он нам не казался, рождает ответное действие (по принципу домино). Иногда - доброе, иогда - дурное. Все зависит от нас. Думайте прежде сделать следующийшаг, совершить следующий поступок, чего станет в результате этого больше в мире - хорошего или дурного?