Общественная организация "Фонд восстановления железнодорожного наследства Украины" презентовало на своей странице в Фейсбуке материал про скоростные автомотрисы, работавшие в Польше в довоенное время. Информация о первых польских автомотрисах, а также предыстории их появления в мире мне показалась интересной, так что перевел текст с украинского языка для читателей канала.
В статье будет рассказ об эксплуатации скоростных автомотрис "Pociąg Motorowo-Ekspresowy MtE" ("Lux-torpeda"), которые работали на железнодорожных маршрутах Польши в 30-е годы прошлого века до Второй мировой войны. Стоит заметить, что идея использования пассажирского вагона с самостоятельным двигателем вместо ресурсоемкого паровоза на второстепенных направлениях с меньшим пассажиропотоком возникла еще в конце 19 века. Компании Англии, Бельгии и Австро-Венгрии начали строить паровые мотрисы, но этот эксперимент оказался провальным и до Первой мировой войны паровые мотрисы были выведены из эксплуатации. Более успешными оказались автомотрисы с двигателями внутреннего сгорания. Уже в начале 1900-х годов начали массово изготавливаться автомотрисы как с бензиновым двигателем, так и с комбинированной бензиново-электрической установкой. Первыми начали производить бензиновые мотрисы британские компании "Wolseley" и "Drewry Car Co.". После Первой мировой войны начался процесс массового развития двигателей на бензине и моторизация техники, стало появляться много компаний по производству легковых автомобилей, грузовиков, автобусов и иной техники на бензиновом двигателе. В такой ситуации разработка автомотрис для железных дорог вышла на новый уровень. Уже в 1930-е годы данный вид транспорта довольно широко использовался на железных дорогах разных стран Европы и Америки.
Польские власти тех времен также обратили внимание на железнодорожные автомотрисы. Первый экземпляр, собранный в Австрии фирмой "Аustro-Daimler-Puch" был представлен руководству Польской национальной железной дороги (РКР) в 1933 году. Автомотриса имела кузов аэродинамической формы, две кабины управления и пассажирский салон в центре. Она была оборудована двумя бензиновыми двигателями Austro-Daimler AD 640 мощностью 79 л.с. каждый, гидравлической трансмиссией Voith и специальными колесами (между колесом и бандажем была вставлена пневматическая шина).
Во время одной из демонстрационных поездок на участке Варшава - Скерневице данная автомотриса достигла скорости 130 км/ч. По итогам испытаний руководство РКР решило взять данный экземпляр в лизинг и приобрести лицензию на производство мотрис данного типа. До 1935 года экземпляр эксплуатировался на маршрутах, при этом параллельно шли испытания и исследования состава на предмет внесение необходимых изменений и улучшений. В 1935 году под управлением инженера польского локомотивостроительного завода "FABLOK" (Pierwsza Fabryka Lokomotyw w Polsce S.A. Zakłady w Chrzanowie) Клеменса Стефана Силецкого началось проектирование варианта автомотрисы с учетом необходимых изменений и замечаний по итогам испытаний австрийского образца, а также подготовка производства автомотрис на заводе "FABLOK".
В 1935 - 1936 годах "FABLOK" изготовил пять автомотрис, которые немного отличались от прототипа. Вместо двух бензиновых двигателей было установлено два дизельных двигателя типа MAN D4086 мощностью 123 л.с., а также была изменена планировка пассажирского салона, взамен 56 постоянных и 18 складных сидений было установлено 52 комфортных постоянных сидений и 4 складных. Тогда же все автомотрисы (польского производства и австрийская) были включены в инвентарный парк РКР и получили серию Sax (где S - бензиновый/дизельный двигатель, а - первый класс, х - четырехосные). Также автомотрисы получили номера Sax90080 - изготовленная в Австрии и Sax90081-Sax90085 - изготовленные в Польше. Мотрисы получили официальное обозначение как "Pociąg Motorowo-Ekspresowy MtE" (поезд моторно-экспрессный), но в народе за ними закрепилось прозвище "Lux-torpeda".
Первые "торпеды" соединили Краков с курортом Закопане. Позднее она начали выходить на маршруты Варшава - Краков, Варшава - Катовице, Варшава - Лодзь, Варшава - Белосток, Варшава - Познань, Львов - Закопане, Львов - Борислав, Львов - Коломыя, Львов- Тернополь, Тернополь - Залищики и др. Билеты на проезд в "Lux-torpeda" стоили немало - 40 польских злотых, при том, что средняя зарплата в Польше была в те годы в районе 100-130 злотых, поэтому проезд в первом классе могло позволить себе ограниченное количество обеспеченных жителей. Высокая стоимость проезда была еще связана с тем, что маршруты, на которые выходили данные мотрисы, были скоростными. Если обычные поезда ехали по данным маршрутам со средней скоростью 70 - 75 км/ч, то "торпеды" достигали средней скорости 90 км/ч и это с учетом остановок и мест с ограничением скорости, тогда как скорость мотрис достигала 100 - 105 км/ч. Скоростное движение обеспечивало и наличие двух кабин, такая конструкция позволяла уходить от маневров при изменении направления движения на узловых станциях, в то время как локомотивы надо было разворачивать (паровозы), перецеплять в иной край состава. Мотрисы из-за того, что кабины находились по ее краям разворачивать необходимости не было. Кабины в обоих концах соединялись посредством световой и звуковой сигнализации.
Как это часто бывает, так же как и в бывшей Чехословакии с аналогичным проектом скоростного движения при помощи автомотрис "Словацкая стрела", в Польше конец скоростного движения "торпед" положила Вторая мировая война. Четыре автомотрисы были уничтожены во время бомбардировок (2 в Кракове, 2 в городе Скаржиско-Каменна), уцелело лишь два поезда, находившиеся на территории Краковского вокзала. Во время оккупации Польши они использовались как спецвагоны только для немцев на маршрутах Краков - Закопане и Краков -Криница, а также как спецтранспорт для работников генерал-губернаторства. В 1945 году мотрисы попали в руки Советской армии уже в плохом техническом состоянии и были возвращены в Краков. При этом одна машина стала донором запчастей для второй, которая некоторое время после войны использовалась для перевозки шахтеров на угольную шахту в городе Тшебиня. Ориентировочно в 1954 году обе последние автомотрисы Sax были списаны и отправлены в утиль. До наших дней от них лишь сохранились фотографии, но и энтузиасты строят их масштабные модели. В отличие от "Словацкой стрелы" им не повезло, так как в Чехии таки сохранились в натурном виде первые скоростные мотрисы.
Канал "ПАНТОГРАФ". Использована информация из группы ФБ "Общественная организация "Фонд восстановления железнодорожного наследства Украины". Перевод с украинского автора. Фото взяты с данного источника.
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала по теме железных дорог:
В Чехии отремонтирована легендарная автомотриса «Словацкая стрела»
Как румынская мотриса из Польши в Чехии стала «Наутилусом»
ТЭ8 — тепловоз для промышленности