Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Остров сокровищ» - шедевр со странностями

Странные экранизации – это не чисто-советский вариант креативности. В Голливуде бывает и похлеще. И похуже. И посмешнее. При том, что «странная экранизация» — это необязательно плохая. О плохих – тут.

А вот «Остров сокровищ» (1937) – это интереснейший материал для изучения. По факту, «Союздетфильм» опередил всякие Metro-Goldwyn-Mayer на 70-80 лет, ибо заменил подростке Джима Хокинса на …девушку Дженни.

«Остров сокровищ» постоянно переиздавали. 1930-1950-е гг. Взято на Озоне в разделе букинистики.
«Остров сокровищ» постоянно переиздавали. 1930-1950-е гг. Взято на Озоне в разделе букинистики.

По ходу дела мисс Дженни переодевается юношей и носит мужское платье. Нет, для Галантного века такие переодевания были нормой, и девица XVIII столетия могла себе это позволить. Мы о другом – о замене парня на девушку в устойчивом и всем известном сюжете.

Произведение Роберта Льюиса Стивенсона было для советского школьника 1930-х, что называется, must read и вообразить, что тогдашний ребёнок или юноша может не знать содержание, было бы невозможно.

Разворот той самой книги 1936 года. Взято на сайте Авито.
Разворот той самой книги 1936 года. Взято на сайте Авито.

В «пиратов» и их противников играли во всех дворах, равно как и в «мушкетёров» и «рыцарей», о чём красиво спел Владимир Высокий – о важности «нужных книг». В 1936 году «Остров сокровищ» красочно переиздали, и все охотились за той книжкой!

Даже воровали друг у друга. Ссорились из-за очередности - кто первым возьмёт томик у Васьки?! Я! Нет - я! Поэтому явление Дженни вместо Джима, с которым ассоциировали себя мальчишки, грезящие о взрослых подвигах и кровавых битвах, оказалось рискованным шагом.

Кадр из фильма «Остров сокровищ» (1937). Скриншот.
Кадр из фильма «Остров сокровищ» (1937). Скриншот.

Более того, погоню за сокровищами Флинта связали с …борьбой ирландских повстанцев против английского владычества, и все положительные герои там – ирландцы. Англосаксы - враги, айриши - друзья.

А то, чем бы ещё можно было объяснить стремление «хороших людей» к бриллиантам? Сквайра Треллони тут сделали резко отрицательным, к тому же - ростовщиком, ибо в советской картине мира сквайр – это благородный враг, тогда как ростовщик – типичная буржуазия.

Кадр из фильма «Остров сокровищ» (1937). Скриншот.
Кадр из фильма «Остров сокровищ» (1937). Скриншот.

Но вернёмся к мотивации глав-героев. Деньги? Да. Но! Показать, что хомо-сапиенсу, в общем-то, нравится быть богатым? Ни за что. В СССР это не приветствовалось – культивировали нестяжательство, и нейтральное слово «карьерист» считалось чем-то, вроде презрительной бирки.

То есть даже в работе полагалось думать лишь о деле, а не о вознаграждении. И вдруг – поиски клада. Получение «нетрудовых доходов» по факту. А вот на Революцию и борьбу – можно и нужно.

Постер к фильму «Остров сокровищ» (1937). Википедия.
Постер к фильму «Остров сокровищ» (1937). Википедия.

Ещё авторы включили лав-стори в сюжет – хорошенькая Дженни любит доктора Ливси (которого тут зовут более изысканно - Лайвеси). Естественно, они соратники по борьбе и в одной из сцен девушка поёт настоящую советскую песню:

«Я на подвиг тебя провожала – над страною гремела гроза», и если не знать, что перед нами «эпоха красных каблуков и величавых париков», как назвал это Пушкин, то покажется – фильм о XX веке... Шпага немного мешает. Нужен товарищ-маузер.

Кадр из фильма «Остров сокровищ» (1937). Скриншот.
Кадр из фильма «Остров сокровищ» (1937). Скриншот.

Да и доктор Ливси, то есть Лайвеси, когда снимает белый парик с буклями, дивно похож на полярного лётчика или на комиссара (Михаил Царёв в театре играл в классических пьесах - Чацкий, Арбенин, дон Сезар де Базан, Хиггинс). В финале тоже поют о борьбе и весьма проникновенно.

Вместе с тем, юным зрителям 1930-фильм очень понравился, и они уже, став пожилыми, с удовольствием его вспоминали. Дело в том, что в этом «Острове сокровищ» были феерические, великолепные пираты.

Кадр из фильма «Остров сокровищ» (1937). Скриншот.
Кадр из фильма «Остров сокровищ» (1937). Скриншот.

Такие, как их рисовали себе дети. Смешные и страшные. Дикие и грязные. Устрашающие и харизматичные. Изображать отбросы общества пригласили ведущих актёров – Осипа Абдулова и Николая Черкасова. Массовка тоже впечатляющая.

А уж номер с песней о «сундуке мертвеца» и «йо-хо-хо!» стал хитом. Дети и взрослые бегали смотреть именно пиратов, а всё остальное рассматривали, как «политинформацию перед танцами». Надо чуть потерпеть и затем - откроется такое йо-хо-хо, что будешь веселиться-как чёрт.

Кадр из фильма «Остров сокровищ» (1937). Скриншот.
Кадр из фильма «Остров сокровищ» (1937). Скриншот.

Фабула вообще сильно отличается от первоисточника, и кинофильм смотрится, как отдельное произведение. Если хочется аутентичности – версия 1971 года самая качественная, особенно если учесть музыку Алексея Рыбникова.

Также неплох мини-сериал 1982 года с Федей Стуковым в роли Джима и, разумеется, хорош мультфильм 1988 года – этакое чудо советского постмодернизма. А вот киноленту 1930-х надо рассматривать, как памятник своему времени, да и пираты впрямь дивные.

Zina Korzina (c)

  • Статьи в тему:

1. Уникальная экранизация приключений Гулливера 1935 года.

2. «Звёздный мальчик» Оскара Уайльда - с инопланетянами.