У зарубежных и отечественных кредиторов правительство Казахстана числится на хорошем счету, не допуская дефолтов по суверенным обязательствам и выплачивая вполне приличное вознаграждение по ним
Получение Казахстаном финансовой подпитки от Международного валютного фонда в виде специальных прав заимствования (SDR) на сумму, эквивалентную примерно $1,6 млрд., вызвало неоднозначную реакцию отечественных пользователей соцсетей.
КАКАЯ КВОТА, ТАКАЯ И ПОДДЕРЖКА
Прозвучали обвинения в адрес властей Казахстана, якобы обратившихся за финансовой помощью к МВФ в то время, когда активное использование средств Национального фонда РК привело к приближению его накоплений к уровню неснижаемого остатка, а государственный долг пересек «красную черту» безопасности.
Проще говоря, со слов алармистов получалось, что собственные деньги у казахстанского правительства закончились и теперь оно с протянутой рукой обращается к МВФ для получения спасительных займов, увеличивая тем внешний долг.
На самом же деле ситуация с получением SDR от МВФ выглядит совершенно иначе, хотя, конечно же, опасения общественности и экспертного сообщества по части исчерпания средств Нацфонда и роста госдолга вполне обоснованы.
Начнем с того, что Казахстан, как и другие страны-члены МВФ, не обращался в фонд за получением финансовой помощи, в том числе и в SDR. Такой необходимости в данный момент не существует, поскольку наша страна числится на хорошем счету у международных финансовых организаций и инвесторов.
Получила же наша страна упомянутую выше сумму в 1,11 млрд. SDR в рамках общего распределения специальных прав заимствования на сумму, эквивалентную $650 млрд., между всеми членами МВФ пропорционально их квотам.
SDR не являются не валютой, ни долговым обязательством, поскольку представляют собой искусственное резервное и платежное средство, эмитируемое МВФ в безналичной форме в виде записей на банковских счетах.
SDR появились на свет в 1969 году в качестве дополнения к существующим резервным активам стран-членов для преодоления противоречия между международным характером использования и национальной природой валют.
SDR используются в расчетах между МВФ и его членами, а также сторонними держателями SDR. Основное предназначение SDR при их перераспределении между членами МВФ – это пополнение валютных резервов центральных банков.
Но чтобы использовать SDR для поддержки и управления валютным курсом, необходимо обменять их на соответствующий набор валют, предоставив МВФ значимое обоснование в рамках определенного соглашения, тогда как на текущую деятельность по сглаживанию курсовых колебаний потратить SDR не получится.
Тем не менее, у SDR есть курс по отношению к доллару США и другим резервным валютам. По состоянию на 10 сентября этот курс составлял 0,701439 SDR за один доллар. Нацбанк Казахстана определяет курс SDR и по отношению к отечественной валюте – на 11 сентября он составлял 607,67 тенге за один SDR.
Поскольку SDR распределяются между странами-членами МВФ пропорционально их квотам, то важно понять, как определяются эти квоты – ведь взносы по ним являются важнейшим источником финансовых ресурсов МВФ.
Как поясняют в МВФ, для каждого государства-члена МВФ устанавливается квота, основывающаяся на его относительном положении в мировой экономике. Квота определяет максимальный размер его финансового обязательства перед МВФ и его число голосов, а также влияет на его доступ к финансированию от МВФ.
Первоначальная квота устанавливается в том же диапазоне, что и квоты государств-членов, сопоставимых с данной страной по масштабам и характеристикам экономики.
Действующая формула расчета квот опирается на средневзвешенное значение ВВП страны (с весом 50 %), открытости (30 %), экономической изменчивости (15 %) и международных резервов (5 %).
ВВП измеряется с помощью составного показателя ВВП на основе рыночных обменных курсов (с весом 60 %) и на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (40 %).
Также используется «коэффициент сжатия», уменьшающий дисперсию расчетных долей квот между государствами-членами.
Квоты выражаются в SDR – расчетной единице МВФ и выполняют несколько важных функций в МВФ, определяя финансовые и организационные отношения с фондом каждого государства-члена. Взнос государства-члена по квоте определяет максимальную сумму финансовых ресурсов, которую государство-член обязано предоставить МВФ.
Государства-члены должны вносить свой взнос в полном объеме при вступлении в Фонд: до 25 % должно быть внесено в СДР или широко принимаемых валютах (таких как доллар США, евро, иена или фунт стерлингов), остальное – в собственной валюте государства-члена.
Квота в значительной мере определяет право голоса государства-члена в решениях МВФ. Голоса каждого государства-члена МВФ состоят из базовых голосов плюс один дополнительный голос за каждые 100 000 SDR квоты. Сумма финансирования, которую государство-член может получить от МВФ (его лимит доступа), определяется на основе его квоты. Например, в рамках договоренностей о кредитах «стэнд-бай» и о расширенном кредитовании, государство-член может заимствовать до 200 % своей квоты ежегодно и до 600 % нарастающим итогом.
Совет управляющих МВФ проводит общий пересмотр квот через регулярные промежутки времени (обычно раз в пять лет). Любые изменения квот должны утверждаться большинством в 85 % от общего числа голосов.
Квота государства-члена не может быть изменена без его согласия. При общем пересмотре квот решается два главных вопроса: общий размер увеличения и его распределение между государствами-членами. При этом общий пересмотр квот позволяет МВФ оценить адекватность квот как относительно потребности государств-членов в финансировании платежного баланса, так и с точки зрения его собственной способности удовлетворить эти потребности.
По второму вопросу, общий пересмотр позволяет увеличить квоты государств-членов с учетом изменения их относительного положения в мировой экономике.
Как указано на сайте МВФ, квота Казахстана составляет 1 млрд. 158,4 млн. SDR или 0,24 % от их общего объема. Это соответствует 13 043 голосов или 0,26 % от их общего числа. Представляет нашу страну в Совете управляющих МВФ председатель Нацбанка Ерболат Досаев, а заменяет его при необходимости Руслан Бекетаев, трудившийся ранее вице-министром финансов, а ныне занимающий пост члена Коллегии (министра) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии.
Хотя данные о квоте Казахстана не впечатляют своим размером, тут наша страна не является аутсайдером, поскольку у островного государства Тувалу квота составляет лишь 2,5 млн. SDR или 0,001 %, что дает ему лишь 1 484 голосов в МВФ. Наибольшая квота традиционно у США – 82 млрд. 994,2 млн. SDR (17,43 %), предоставляющая этой стране 831 401 голос (16,50 %).
ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С SDR, ПОКА НЕ ПОНЯТНО
Теперь о том, каким образом Казахстан получил от МВФ упомянутую выше значительную сумму SDR, не обращаясь при этом за финансовой помощью. Произошло это в общем-то позитивное для национальной экономики событие в результате очередного, одиннадцатого по счету и крупнейшего в истории фонда распределения финансовых ресурсов МВФ на общую сумму в эквиваленте $650 млрд. для всех государств-членов, за исключением Венесуэлы, Мьянмы и Афганистана из-за неопределенности с их легитимными правительствами.
Распределение резервных активов в SDR состоялось в рамках глобальной борьбы с кризисом из-за пандемии коронавируса, приведшей к росту суверенного долга по всему миру и росту рисков долговой устойчивости развивающихся государств в случае сворачивания мягкой денежно-кредитной политики центральных банков развитых стран.
При этом как раз последним и досталась большая часть распределенных SDR, так как их квоты гораздо больше, чем у развивающихся государств. К примеру, США получили SDR на $112,8 млрд., тогда как второй по размеру экономике мира – Китаю – досталось $41,44 млрд. В целом же на развивающиеся страны пришлось в эквиваленте $275 млрд. или 42,3 % от общей суммы.
Такой способ поддержки финансовой устойчивости стран-членов МВФ уже применял. После глобального финансового кризиса 2007-2008 годов фонд распределил SDR на общую сумму в $250 млрд., из которых почти $100 млрд. получили страны с формирующимися рынками и развивающиеся государства.
Общее распределение SDR было произведено 28 августа 2009 года, в результате каждая страна-член МВФ получила SDR на сумму, эквивалентную приблизительно 74 % ее квоты. Совокупный объем распределений государствам-членам МВФ поднялся с эквивалента примерно в $33 млрд. до $283 млрд. В сентябре того же года состоялось специальное распределение 21,5 млрд. SDR (в эквиваленте $3 млрд.).
До 23 августа текущего года, когда произошло новое распределение SDR, в обращении в мире находилось 204 млрд. SDR (в эквиваленте – около $290 млрд.), после чего объемы SDR выросли до 660 млрд. ($935 млрд.) и стали вполне сопоставимыми с квотным капиталом МВФ.
Это дало основание некоторым экспертам говорить об аттракционе неслыханной щедрости и разбрасывании «вертолетных денег» МВФ. Но в реальности разбросать эти деньги не так просто, поскольку они имеют вполне конкретное назначение и их получателя. Средства, полученные государствами-членами МВФ в рамках очередного распределения SDR, считаются частью их резервных активов и поэтому поступают в ведение центральных банков.
К примеру, Нацбанк Казахстана на днях сообщил о росте в августе своих активов в свободно конвертируемой валюте на $1,7 млрд. главным образом за счет поступления 1,11 млрд. SDR от МВФ на сумму в $1,6 млрд. Поскольку Казахстан не имеет займов от МВФ, то использовать полученные SDR на их погашение нашей стране не придется.
Поэтому можно при необходимости обменять SDR на свободно конвертируемые валюты или на добровольной основе передать SDR в виде помощи более уязвимым к кризису странам, каковые имеются и в нашем регионе, не говоря уже об Афганистане.
В принципе, по оценкам аналитиков особой погоды для золотовалютных резервов Казахстана полученные SDR не делают, так как объем дополнительного их распределения оценивается лишь в 4,3 % от золотовалютных резервов Нацбанка, достигших к началу сентября $36,8 млрд.
Для сравнения: у Таджикистана этот показатель составляет 18 % при наличии обязательств перед МВФ. По этой причине Казахстан мог бы сделать жест доброй воли, передав часть полученных SDR Таджикистану, а также Кыргызстану – у этого нашего соседа также есть обязательства перед МВФ.
А ГОСДОЛГ ВСЕ РАСТЕТ
Увы, полученная от МВФ относительно небольшая поддержка не решит главную сейчас финансовую проблему Казахстана – быстрый рост государственного долга. Хотя сумма полученных от МВФ SDR в долговую статистику не включается, но и без того по данным Счетного комитета, в текущем году отношение госдолга к ВВП страны достигло 29,4 %, превысив планку в 27 %, установленную Концепцией бюджетной политики.
Выглядит такая ситуация удручающе на фоне восстановления национальной экономики от коронавирусных потерь и вполне благоприятных мировых цен на нефть. По состоянию на 1 июля текущего года по данным Минфина общая величина госдолга увеличилась по сравнению с аналогичной прошлогодней датой на 21,9 % до 22 трлн. 222,5 млрд. тенге, в абсолютном выражении – на 3 трлн. 989,2 млрд. тенге. В долларовом эквиваленте прирост госдолга составил 15,1 % или $6 млрд. 796,4 млн. до $51 млрд. 947,3 млн.
Поскольку выплаты по госдолгу осуществляются за счет налогоплательщиков, то в среднем на одного среднестатистического казахстанца величина госдолга составила 1 млн. 169,6 тыс. тенге или $2 734,1.
Примечательно, что государство продолжало наращивать свой долг и в нынешнем году, более благоприятном для экономики по сравнению с прошлым. С начала текущего года к концу первого полугодия госдолг вырос на 7,6 % или 1 трлн. 580,0 млрд. тенге (в долларовом эквиваленте – 5,9 % или $2 млрд. 881,4 млн.).
Основная часть госдолга приходится на правительство – 17 трлн. 797,1 млрд. тенге или $41 млрд. 602,4 млн. по итогам первого полугодия. Из этой суммы на внутренний правительственный долг приходилось 10 трлн. 305,1 млрд. тенге, внешний – 7 трлн. 492,0 млрд. тенге.
Среди иностранных кредиторов правительства Казахстана ведущими среди международных финансовых институтов выступают Всемирный банк, занявший нашей стране в общей сложности $3 млрд. 415,5 млн., и Азиатский банк развития ($2 млрд. 177,3 млн.). Еще $9 млрд. 119,5 млн. приходится на держателей суверенных еврооблигаций, кроме того, на российском фондовом рынке было размещено отечественных ГЦБ на $1 млрд. 105,2 млн.
У зарубежных и отечественных кредиторов правительство Казахстана числится на хорошем счету, не допуская дефолтов по суверенным обязательствам и выплачивая вполне приличное вознаграждение по ним. Однако Счетный комитет и депутатов беспокоят растущие выплаты по обслуживанию правительственного долга, достигшие к концу первого полугодия текущего года 567,5 млрд. тенге, к которым нужно добавить еще 748,3 млрд. тенге, ушедшие на погашение займов.
Тем не менее, пока оценки рейтинговых агентств вполне благоприятны, указывая на низкий уровень госдолга как один из ключевых факторов суверенного кредитного рейтинга Казахстана.
Напомним, что в августе агентство «Fitch Ratings» подтвердило допандемический суверенный кредитный рейтинг Казахстана на уровне «BBB» с прогнозом «стабильный». А в начале сентября агентство «S&P» подтвердило свою оценку рейтинга Казахстана на уровне «ВВВ-» также со стабильным прогнозом.
Низкий уровень госдолга при наличии значительных внешних резервов Казахстана был назван серьезным конкурентным преимуществом и в недавнем послании главы государства народу Казахстана.
Но одновременно было отмечено, что необходим свод правил по управлению государственными финансами – госдолгом, бюджетной политикой и Национальным фондом РК. Такое поручение получили правительство и Нацбанк, которым предстоит до конца года подготовить Концепцию управления государственными финансами Казахстана.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
https://kazvedomosti.kz/article/ne-tak-strashen-mvf-kak-ego-malyuyut/