Найти в Дзене
Марина Тюрина

НЕсказкотерапия. Конспекты Внутренней Сцены

На «внутренней сцене» - Критик (Родитель не в Ресурсе), Ребенок (Дитя, Детская часть), Взрослый (в Ресурсе).

Реквизиты: чувства и симптомы, тон голоса

Ситуация: Не могу написать текст про своих клиентов, которым я помогла.

Чувства, ощущения, симптомы: Ступор. Мигрень. Сажусь к столу и ухожу, не пишу.

Автоматические мысли.

Критик: Помогла ты им, как же. Ты же только хочешь послаще поесть и подольше поспасть. Ты лентяйка, а таких никто не любит.

Чувства: Стыд, ненависть к себе.

Ребенок: Не правда, я много делаю. Я.. я..

Критик: …последняя буква в алфавите.

Ребенок (шепотом, ему очень больно). Я же люблю тебя и доверяю тебе. А ты так делаешь мне больно…

-2

Критик не слышит.

Ребенок (плачет): Какой стыд это слушать. Неужели я такая плохая? Неужели это правда, что она говорит? Если я такая плохая, то я должна умереть. Но тогда я буду еще хуже – ведь они, мама и бабушка, они меня растили, чтобы я им помогала.

Критик (молится): Канон Иисусу сладчайшему…

Ребенок: Как это все мерзко, тошно, скучно…

Приходит Внутренний Взрослый. Он может почти все. По крайней мере, он может посочувствовать Ребенку, приструнить Критика и помочь Ребенку перестать принимать безоговорочно разрушительные послания Критика.

Взрослый: Дитя, сочувствую тебе. Я чувствую твою боль, признаю твое смущение, стыд, растерянность. Я могу тебе помочь. Я могу тебя защитить.

Ребенок: Но как? Это ведь моя бабушка! Я должна ей верить. Если я не буду ей верить, то … то лучше мне не жить. По крайней мере здесь.

Взрослый: Я могу тебя защитить. Ты хочешь хотеть, что бы я защитил тебя? Ты хочешь, чтобы я защитил тебя?

Ребенок (уныло): Хорошо, попробуем.

Взрослый - Ребенку: Ты, дитя, имеешь право на безопасность, на безопасную связь, на то, чтобы получать доброжелательное внимание. Тебе, дитя, положена защита, доброжелательная помощь, наставления, руководство, признание твоих чувств, признание твоих действий. Ты как ребенок достойна восхищения, потому что ты есть.

Ребенок: Правда?

Взрослый: Да, конечно, как всем живущим.

Ребенок хочет повеситься на шею Взрослому (ты мой спаситель!), Взрослый обнимает Ребенка, но не дает ему «сесть на шею».

Взрослый – Критику (спокойным голосом): Дорогой критик, мы с вами разумные люди. И вы понимаете, что она, Дитя, нуждается в доброжелательной заботе. Ей положено любящее наставление. Но вы своими словами раните ее, Ребенка. Вы ведете себя по отношению к ней, к Ребенку, не как доброжелательный опекун или наставник, а как обвинитель, злонамеренный манипулятор, вы пользуетесь ее энергией и возвышаетесь за ее счет.

Она, Ребенок, имеет право на доброжелательную заботу, безопасную связь с близкими, ей, Ребенку, положено получать доброжелательную помощь и руководство. Она достойна, чтобы ее чувства и потребности были замечены и признаны доброжелательно.

А вы, дорогой Критик, ведете себя сейчас по отношении к ней, к ребенку, как жестокий абьюзер и морочите ей голову, не даете ей самостоятельно понимать и высказывать свои чувства, вы вворачиваете ей мозги наизнанку. Даёте двойные послания.

Критик: Ненавижу эту дрянь! Она все портит и мешает! Лучше бы ее не было, глаза бы мои ее не видели. Она все время ноет.

Ребенок (плачет): Зачем ты, Взрослый, защищаешь меня? Ведь Критик будет еще сильнее критиковать меня за это. Он будет еще больнее меня уязвлять. Особенно, когда ты уйдешь. Или отвлечёшься. Лучше я покорюсь Критику и буду делать, как он говорит. Буду услужливой, адаптированной рабой. Пусть он меня обвиняет и вытирает об меня ноги.

Чувства и симптомы: отвратительно, тошнит, омерзительно, ненависть к себе, сладострастное самоуничтожение.

Взрослый остается спокойным.

Взрослый – Ребенку: Дитя, я признаю твой страх и твое желание сдаться и покориться. Потому что тогда ты, Дитя, надеешься, тебя будут любить. Но так ты предаешь себя.

Чувства и симптомы: Голова болит. Отвращение, ненависть.

Взрослый – Критику: Она, ребенок, имеет право чувствовать и желать, иметь потребности, осознавать, понимать и удовлетворять свои потребности. Вы запугали ее, Ребенка. И она, Ребенок, отказывается жить в соответствии со своей природой.

(Чувства и симптомы: голова болит ото лба к затылку, хочется плакать.)

Она, Дитя, имеет право, ей положено развиваться, расти, оценивать происходящее самостоятельно. А вы морочите ей голову, компостируете мозг, мешаете самостоятельно, с помощью своих чувств оценивать ваше отношение к ней. Вы поступаете в этот момент как злонамеренный абьюзер.

Критик – Ребенку: Да разве я тебя когда обижала? Да я для тебя делала все, что только могла. Все отдала, ничего себе не оставила.

(Чувства и симптомы: Омерзительно, тошнит, жалость.)

Я же хотела как лучше, я ничего такого особенно тебе не сделала. А ты так меня позоришь перед гостем! Вот посмотришь, что будет. Только хуже сделаешь. Ты – предательница.

Чувства и симптомы: Горе. Хочется умереть, вина, стыд. Непоправимость. Ужас. Паника, страх смерти.

Взрослый - Критику: Она, Дитя, имеет право на доброжелательное к себе отношение. А вы сейчас злонамеренно манипулируете, чтобы сбить ее с толку. И выставить себя хорошим добрым ангелом. Когда как сейчас вы делаете такую подставу, обман и воздействуете нечестно, пользуясь ее привязанностью к вам и доверием.

Взрослый - Ребенку: я сочувствую тебе, Дитя. Я понимаю твой страх и боль. Я могу успокоить тебя и защитить от этого внутреннего страха, от этого воспоминания. От этого страха и стыда, от этого горя и предательства. Ты, Дитя, имеешь право быть самостоятельной и одновременно чувствовать безопасную связь с близкими. Ты, Дитя, достойна уважения. Ты, Дитя, можешь желать и действовать и получать результат, отклик.

Ребенок (удивленно): Правда? Я? Достойна? Уважения и признания моих усилий? Мне положено искреннее сочувствие от моих близких? Я имею право безопасно проявлять себя? Как это может быть?! Это правда? Вот здорово!

-3

Взрослый улыбается и кивает Ребенку. Они уходят (в счастливую жизнь)

Критик какое время остается, потом исчезает. Как будто его и не было.