Найти тему

Ступени в небо - по шлюзам и каналам на Гаване

Оглавление

Мы путешествуем на катере Гавана с Атлантики на Балтику. Перед нами стоит квест, пересечь Швецию с запада на восток по системе рек, озер и каналов, пройти 64 шлюза, сначала подняться на 9-тонной Гаванне на 98 метров над уровнем моря, а потом на столько же спуститься. Все это нужно сделать бегом, в предельно сжатые сроки, так как уже пора на работу, и мы совершенно выбились из графика из-за несносного вируса и подготовки катера к походу, а в довершение всего чуть не потонули. То есть берем канал с боем.

Бегом по Трольхеттан-каналу

Переночевали мы в милой маленькой марине в гангстерском городе Гётеборге и рано утром двинули в путь подальше от взрыва гранат. Шли по реке Гёта Эльв часа четыре до первого шлюза. Конечно, Гёту Эльв с Волгой или Енисеем не сравнишь, но нашей Гаваночке пришлось попыхтеть против течения.

На карте отмечен участок, который мы прошли за один день
На карте отмечен участок, который мы прошли за один день

Итак, за первый день пути мы пролетели весь Трольхеттан-канал от Гётеборга до Трольхеттана и одолели 6 шлюзов. Это означает, что мы поднялись 43,8 метра над уровнем моря, это на нашей-то Гаванушке. На карте я отметила красным кольцом путь, который мы преодолели. Мы практически не останавливались, Лёлик выгуливался на шлюзах. Была только одна задача - пройти за день максимально длинный участок.

Для любителей отдыха на воде скажу сразу, это не отдых, а труд - ты постоянно скачешь с палубы на берег и обратно, швартуешься, отшвартовываешься, держишь, тянешь, подтягиваешь, отталкиваешь, следишь и много всяких других -ишь и -ся.

Я опубликовала видео о проходе шлюзов. На видео шлюзы мелкие, но все-таки можно получить представление, как это происходит. В этой статье я расскажу только о первом, самом сильном впечатлении от шлюзования.

Первые ворота в небо

Первый шлюз появился как-то неожиданно. Огромная конструкция по правому борту, мы даже сразу не поняли что это именно оно и проплыли мимо. В наш плоттер (морской навигатор) были загружены только морские карты, и он как-то тоже не особо ориентировался на речных пространствах. То есть пришлось разворачиваться.

Шлюзы Лилла Эдет. Видны два из трех доков.
Шлюзы Лилла Эдет. Видны два из трех доков.

Первый западный шлюз состоит из трёх отдельных доков. Я не нашла информации, на сколько метров он поднимает, но думаю, что в общей сложности метров на 20, как минимум.

В первом доке шлюза
В первом доке шлюза

Пожалуй, первый док, в который мы вошли, впечатлил больше всего. Мы были как-то не готовы к тому мощному ощущению, которое оказывает эта махина. Представляете, попадаешь в каменный мешок высотой с трёхэтажный дом, а за стеной впререди огромная масса воды, могущая разнести катер в щепки за секунды. Кто и как управляет этим процессом, тоже непонятно. Людей не видно, в рации гробовое молчание.

Катер нужно было крепить к специальным крюкам в стене (на фотографии красными стрелками). Наш бравый капитан Хассе (о том, откуда появился Хассе, читайте здесь) так суетился, что паника передавалась и нам. Он решил что канаты надо крепить на самые верхние крюки, пытался закинуть канаты на верхние крюки с помощью багров, прыгал по крыше и перилам катера. В общем, суета и паника, да и только.

Так надо проходить шлюзы, но мы-то не знали
Так надо проходить шлюзы, но мы-то не знали

На самом деле все оказалось гораздо проще. На шлюзах существуют определенные правила фиксации лодки и крепления канатов. Но мы-то этого всего еще не знали. Уже потом, в Гёте-канале нам выдали брошюрку с веселыми картинками и описанием, как укреплять канаты, где и кто должен стоять и т.д. Но это было только потом, а сейчас было 6 самых глубоких шлюзов и более 40 метров подъема. Самое главное, чего мы не знали на первом шлюзе, что кто-то должен стоять наверху. И вы знаете для чего это нужно? Там наверху должны быть бурлаки, перетягивающие лодку в следующий док на канатах.

-5

Когда в шлюз начали подавать воду, всех пробрало холодком. Казалось, вода льется со всех сторон - из отверстий в гранитных стенах, из щелей ворот шлюза и из-под ворот (на фотографии желтыми стрелками). Напор воды постоянно усиливался, вода в доке бурлила. Катер качало и то рвало на середину дока, то наоборот прижимало к стенам.

Больше всего этой процедурой был озабочен Лёлик. Ему-то не объяснили, что такое шлюз. Могу сказать сразу, что Лёлик быстро привык к этому чуду техники и уже в Гёта-канале с удовольствием позировал туристам, глазевшим на проход катеров и яхт через шлюзы.

Лёлик знакомится с работой шлюза
Лёлик знакомится с работой шлюза

Когда нас наконец выпустили из первого каменного мешка, перетащили 9-тонную Гаваночку на верёвочке в следующий... а потом и в третий. Третий док, к счастью был неглубоким, и на краю наконец-то появился мальчонка лет 25 с дистанционным пультом управления шлюзом и терминалом для оплаты прохода по каналу.

Ну а уж после оплаты обратного пути уже не было!

Приключения продолжаются, и в следующей статье я расскажу об окупированном Трольхеттане и шторме на озере Венерн.

О начале нашего путешествия можно прочитать

Аварийная высадка в шведском городке Фалкенберг | Финская сказка для взрослых ... и детей | Яндекс Дзен (yandex.ru)

Гангстерский Гётеборг | Финская сказка для взрослых ... и детей | Яндекс Дзен (yandex.ru)

и в других статьях блога.