Мы путешествуем на катере Гавана с Атлантики на Балтику. Перед нами стоит квест, пересечь Швецию с запада на восток по системе рек, озер и каналов, пройти 64 шлюза, сначала подняться на 9-тонной Гаванне на 98 метров над уровнем моря, а потом на столько же спуститься. Все это нужно сделать бегом, в предельно сжатые сроки, так как уже пора на работу, и мы совершенно выбились из графика из-за несносного вируса и подготовки катера к походу, а в довершение всего чуть не потонули. То есть берем канал с боем.
Бегом по Трольхеттан-каналу
Переночевали мы в милой маленькой марине в гангстерском городе Гётеборге и рано утром двинули в путь подальше от взрыва гранат. Шли по реке Гёта Эльв часа четыре до первого шлюза. Конечно, Гёту Эльв с Волгой или Енисеем не сравнишь, но нашей Гаваночке пришлось попыхтеть против течения.
Итак, за первый день пути мы пролетели весь Трольхеттан-канал от Гётеборга до Трольхеттана и одолели 6 шлюзов. Это означает, что мы поднялись 43,8 метра над уровнем моря, это на нашей-то Гаванушке. На карте я отметила красным кольцом путь, который мы преодолели. Мы практически не останавливались, Лёлик выгуливался на шлюзах. Была только одна задача - пройти за день максимально длинный участок.
Для любителей отдыха на воде скажу сразу, это не отдых, а труд - ты постоянно скачешь с палубы на берег и обратно, швартуешься, отшвартовываешься, держишь, тянешь, подтягиваешь, отталкиваешь, следишь и много всяких других -ишь и -ся.
Я опубликовала видео о проходе шлюзов. На видео шлюзы мелкие, но все-таки можно получить представление, как это происходит. В этой статье я расскажу только о первом, самом сильном впечатлении от шлюзования.
Первые ворота в небо
Первый шлюз появился как-то неожиданно. Огромная конструкция по правому борту, мы даже сразу не поняли что это именно оно и проплыли мимо. В наш плоттер (морской навигатор) были загружены только морские карты, и он как-то тоже не особо ориентировался на речных пространствах. То есть пришлось разворачиваться.
Первый западный шлюз состоит из трёх отдельных доков. Я не нашла информации, на сколько метров он поднимает, но думаю, что в общей сложности метров на 20, как минимум.
Пожалуй, первый док, в который мы вошли, впечатлил больше всего. Мы были как-то не готовы к тому мощному ощущению, которое оказывает эта махина. Представляете, попадаешь в каменный мешок высотой с трёхэтажный дом, а за стеной впререди огромная масса воды, могущая разнести катер в щепки за секунды. Кто и как управляет этим процессом, тоже непонятно. Людей не видно, в рации гробовое молчание.
Катер нужно было крепить к специальным крюкам в стене (на фотографии красными стрелками). Наш бравый капитан Хассе (о том, откуда появился Хассе, читайте здесь) так суетился, что паника передавалась и нам. Он решил что канаты надо крепить на самые верхние крюки, пытался закинуть канаты на верхние крюки с помощью багров, прыгал по крыше и перилам катера. В общем, суета и паника, да и только.
На самом деле все оказалось гораздо проще. На шлюзах существуют определенные правила фиксации лодки и крепления канатов. Но мы-то этого всего еще не знали. Уже потом, в Гёте-канале нам выдали брошюрку с веселыми картинками и описанием, как укреплять канаты, где и кто должен стоять и т.д. Но это было только потом, а сейчас было 6 самых глубоких шлюзов и более 40 метров подъема. Самое главное, чего мы не знали на первом шлюзе, что кто-то должен стоять наверху. И вы знаете для чего это нужно? Там наверху должны быть бурлаки, перетягивающие лодку в следующий док на канатах.
Когда в шлюз начали подавать воду, всех пробрало холодком. Казалось, вода льется со всех сторон - из отверстий в гранитных стенах, из щелей ворот шлюза и из-под ворот (на фотографии желтыми стрелками). Напор воды постоянно усиливался, вода в доке бурлила. Катер качало и то рвало на середину дока, то наоборот прижимало к стенам.
Больше всего этой процедурой был озабочен Лёлик. Ему-то не объяснили, что такое шлюз. Могу сказать сразу, что Лёлик быстро привык к этому чуду техники и уже в Гёта-канале с удовольствием позировал туристам, глазевшим на проход катеров и яхт через шлюзы.
Когда нас наконец выпустили из первого каменного мешка, перетащили 9-тонную Гаваночку на верёвочке в следующий... а потом и в третий. Третий док, к счастью был неглубоким, и на краю наконец-то появился мальчонка лет 25 с дистанционным пультом управления шлюзом и терминалом для оплаты прохода по каналу.
Ну а уж после оплаты обратного пути уже не было!
Приключения продолжаются, и в следующей статье я расскажу об окупированном Трольхеттане и шторме на озере Венерн.
О начале нашего путешествия можно прочитать
Гангстерский Гётеборг | Финская сказка для взрослых ... и детей | Яндекс Дзен (yandex.ru)
и в других статьях блога.