В этой статье я расскажу Вам о положении дел, так сказать с другой стороны баррикад.
Бытует мнение, что операторы техосмотра в большинстве своем элемент коррупционной системы, созданной для отъема денег у населения. Это мнение тщательно поддерживается заявлениями разных "экспертов", а ближе к выборам и доблестными депутатами, вспомнившими о народе, но немеющими никаких реальных предложений об улучшении материального положения своих избирателей. Однако, в действительности менее 2 % аккредитованных операторов, оказывают услуги вне правового поля. Большинство присутствующих в интернете сайтов по продаже диагностических карт - мошенники. Те же, что действительно выдают легальные карты, скорее всего действуют в сговоре с оператором техосмотра, или нелегально используют сертификаты и пароли экспертов этого техосмотра. Если оператор следит за своей деятельностью, то такая ситуация маловероятна, без его ведома. Подчеркну, большинство операторов добросовестно исполняют свои обязанности. Отсюда подчас возникают неприятные ситуации с водителями, чьи ТС не прошли по каким то параметрам проверки. Некоторые водители уверены, что раз они оплатили процедуру техосмотра, то им "обязаны" выдать диагностическую карту с допуском к эксплуатации. И устраивают буквально "истерики", когда получают отказ за неисправное транспортное средство. Иногда попадаются особенные "клиенты" - таксисты, приезжающие на натуральных "дровах", они пожалуй самый любопытный контингент. Им настолько "пофигу", в каком состоянии автомобиль, что становится просто страшно за людей которых они перевозят. Не понятно как их вообще выпускают в рейс на таких автомобилях. Получив у нас запрет на эксплуатацию, большинство из них как раз и пытаются "купить" диагностическую карту. Теперь же в связи с отменой привязки техосмотра к ОСАГО, они вообще "не грузятся" этой проблемой. К счастью, большинство таксистов, особенно в последнее время, ответственно относятся к техническому состоянию транспортных средств.
Для начала поговорим о том, ради чего работает оператор, о деньгах. Стоимость техосмотра не менялась с 2011 года. На данный момент для Москвы и МО, стоимость составляет:
для легковых автомобилей (категория M1) - 710 руб.
для мотоциклов (категория L) - 240 руб.
для грузового транспорта (категория N1) - 770 руб.
Вкратце проверке подлежат: тормозная система , рулевое управление, внешние световые приборы, , стеклоочистители и стеклоомыватели, шины и колеса, двигатель и прочие элементы конструкции. регламентное время для проверки легкового автомобиля 30 минут. В реальности, помимо самой проверки есть еще бумажная волокита. Закон обязывает оператора заключать письменный договор с представившим на техосмотр водителем. на процедуру прохождения техосмотра. Со всеми этими "процедурами", реальное время примерно 50 минут
Для каждого вида проверки используется определенное оборудование. Например для проверки тормозов используется тормозной стенд, для проверки фар прибор типа ИПФ -01, для проверки рулевой системы - люфт детектор, смартфон купленный на фирму, и так далее. Оператору для работы нужно помещение оформленное по договору найма, которое отвечает определённым условиям, таким как высота, ширина, наличие интернета, воды, отопления, высота ворот, освещение и так далее. Теперь о финансовых затратах:
За аккредитацию, оператор должен платить 30000 руб./ год.
За ежегодную метрологическую проверку приборов, что в среднем составляет еще 30000 руб./ год
В штате оператора, должны быть эксперты, которые прошли обучение/переобучение по этой специальности, что еще состоит от 30000 руб. за одного эксперта, В 2021 году требования к образованию эксперта изменились, что потребовало дополнительного обучения (еще примерно 30000 руб.)
Оператор должен платить зарплату экспертам, находящимся в штате расписания.
Специальная программа для фотографирования транспортных средств - 2000 руб. / год
Ключи и сертификаты электронной подписи каждого эксперта 2000 руб. в год на каждого эксперта в штате расписания
Ключи и сертификаты электронной подписи юридического лица (оператора) - 2000 руб./ год
Интернет от провайдера. 2000 руб./ год (для юридического лица)
Аренда помещения.
доменное имя в сети и поддержка сайта от 800 руб. /год
Помимо этого вы должны ежемесячно платить за электричество и воду.
Все эти финансовые затраты, которые несут операторы. Даже при существующих тарифах на техосмотр, могли бы быть окуплены при 100 % загруженности пропускной способности оператора. Например оператор имеет аккредитацию на категории L и M1, и в день имеет право провести на более 25 осмотров. В реальности эта цифра в среднем 2 осмотра в день. У операторов имеющих право проверять автобусы и грузовой транспорт, ситуация лучше, но не кардинально. Как видно из цифр, для многих операторов, техосмотр находится ниже рентабельности. Но, так как у многих операторов услуга техосмотра у не основная сфера деятельности, то оператор компенсирует потери за счет основного вида деятельности.
Тем не менее, в свете заявлений глава госавтоинспекции МВД Михаила Черникова, депутатов и других "экспертов", у операторов возникают сомнения в необходимости в оказании нами, такой услуги в будущем. Похоже правительство еще не определилось что делать в будущем с техосмотром. Вероятно, существует лоббирование в правительстве чьих-то интересов (по слухам Росакредитация хочет "отжать" у РСА техосмотр). Неуверенность в будущем, не вселяет в операторов оптимизма. Для тех же операторов, у которых техосмотр является основным видом деятельности, вероятно уже стоит вопрос о смене на другой, более рентабельный.
В результате этой совсем непродуманной "чехарде", может сложится ситуация, что когда правительством все таки будет принято решение о техосмотре, операторов останется мало, и возникнет новая проблема, в виде критически малого количества пунктов осмотра. На данный момент В РСА аккредитовано 5062 операторов. В Московской области уже наблюдается проблема с нехваткой операторов имеющих аккредитацию на проверку автобусов. Их не хватает. И у отдела технадзора ГИБДД по МО, уже головная боль, как обеспечить проверку огромного парка автобусов Подмосковья.
Если у Вас есть вопросы, то спрашивайте.
Спасибо за внимание.