Найти в Дзене
По России с любовью

Нормальные евреи деньги делают, а этот - музей . О фокуснике, который открыл первый частный музей в постсоветской России

Оглавление

"Профессиональный иллюзионист, опасен. Склонен к приобретению антиквариата…" - такую характеристику Джон Мостославский, создатель ярославского музея "Музыка и время", получил в правоохранительных органах.

Многие знают прекрасный музей "Музыка и время" в Ярославле. Про него говорят, как об одном из самых интересных и самобытных частных музеев города. Кроме того, это первый из постсоветских частных музеев России - Джон стал создавать свою коллекцию еще во времена СССР и первым из коллекционеров получил статус музея.

Пару лет назад я общалась с сыном Джона Мостославского. Сегодня расскажу о том, что узнала и о своих впечатлениях от этого музея.

Продолжаю серию публикаций о Ярославле #v780_ярославль Это один из городов маршрута Золотое Кольцо, о котором я много писала #visitgoldenring

Быть Джоном Мостославским

Джон - не псевдоним. В семье Мостославских профессия фокусника передавалась из поколения в поколения, и родители дали яркое и артистическое имя сыну, позаботившись о его творческом будущем.

Джон Мостославский родился на Дальнем Востоке в Амурской области. Отец рано умер и ему пришлось зарабатывать - он выступал в школе, в детском саду, а в первый свой гастрольный тур отправился в 13 лет..

Фото с сайта музея. В уголовном розыске СССР были его фотографии с подписью: «Профессиональный артист, фокусник-иллюзионист, опасен, склонен к приобретению антиквариата»
Фото с сайта музея. В уголовном розыске СССР были его фотографии с подписью: «Профессиональный артист, фокусник-иллюзионист, опасен, склонен к приобретению антиквариата»

Джон Григорьевич выступал по всему союзу - много гастролировал, в том числе на севере, и везде покупал удивительные вещи, большинство из которых люди обычно выбрасывают...

Детская болезнь собирательства

Собирать различные коллекции - детская страсть Мостославского. Начиналось все в простых детских увлечений, сбора колокольчиков. Иногда собирались они не слишком честным путем - срезались с коз и овец.

Но в дальнейшем все это переросло в большое и серьезное увлечение. Поскольку больная часть жизни связана с театром и музыкой, появилась тема собирательства различных музыкальных инструментов. Колокольчики ведь тоже звенят, звучат!

"Когда-то я прочел, что где колокольчик там в доме добро, благополучие, много-много денег. Я был еврейский мальчик, думаю - буду собирать деньги. Будет много денег, буду богатым человеком. И стал собирать колокольчики".
"Когда-то я прочел, что где колокольчик там в доме добро, благополучие, много-много денег. Я был еврейский мальчик, думаю - буду собирать деньги. Будет много денег, буду богатым человеком. И стал собирать колокольчики".

Дальше сфера интересов расширялась с геометрической прогрессией: шарманки, граммофоны, патефоны, шкатулки, механическое пианино, музыкальные шкатулки, часы с боем... утюги, иконы, фарфор...

Есть общая идея, которая объединяет эту коллекцию: она создает объемную и звучащую картинку старого уходящего быта. Передает традиции и культуру, при этом используя довольно редкий для музеев "носитель информации" - звук! Это тоже своеобразная иллюзия - ведь звук нельзя пощупать, зато можно почувствовать.

Все экспонаты в музее имеют свое звучание, они работают и их можно услышать во время посещения музея - экскурсоводы не только хорошо знают музейную коллекцию, но и умеют играть почти на каждом представленном инструменте. А можно и самому попробовать свой талант на музейных экспонатах. Потому что главное в этом музее - не вещи, а их жизнь, звучание этих вещей.

Опасен. Склонен к приобретению антиквариата…

В советские годы приобретать произведения искусства разрешалось лишь музейным экспедициям, частных коллекционеров преследовали по закону. Джон, который во время гастролей по разным регионам страны всегда искал и покупал новые экспонаты в свою коллекцию, постоянно преследовался милицией.

Свою коллекцию ему приходилось "прятать" в разных укромных местах: у друзей и знакомых, в гаражах, в детских садиках, школах и филармониях.

Как только стало возможным, Мостославский сделал все невозможное, чтобы его коллекция была открыта для посетителей.

Первый частный музей на постсоветском пространстве

  • наб. Волжская, 33а, Ярославль, https://музыкаивремя.рф/

Оформить частный музей в советское время было невозможно, поэтому поначалу «Музыка и время» был филиалом Ярославского музея-заповедника.

Музей открылся в ноябре 1993 года и считается первым частным музеем постсоветской России. Бывшая усадьба купца Вахромеева, на Волжской набережной была отреставрирована и приспособлена для показа коллекции.

В дальнейшем музей расширился - сейчас это уже целый музейный комплекс, куда входят музей фарфора, и музей пряника, сувенирная лавка, концертный зал и гостиница.

Сейчас дело отца продолжают три сына. Большую часть забот о музее, о пополнении его коллекции взял на себя Григорий Джонович.

А вы были в этом музее, какие впечатления?

Если вы любите узнавать новое во время путешествий - рекомендую заходить на Tripster - он поможет найти гида среди местных жителей и сделать вашу поездку интересно и уникальной!

#v780_интересные люди #v780_музеи