Вологодский кремль, строго говоря, никакой не кремль. Это многофункциональный комплекс, заложенный по приказу Ивана Грозного в 1567 году как крепость. Архиепископы разных веков строили и перестраивали его под собственные желания и нужды местного населения. В стенах кремля располагались палаты, архивы, казна, бухгалтерия, семинария, присутственные места. Самое старое каменное здание Вологды – в кремле, и самое высокое в историческом центре – там же.
Текст: Сергей Виноградов, фото: Александр Бурый
Эта историческая и современная мешанина сохранилась в кремле по сей день. Переделанные из монастырских келий музейные залы средневековой иконы соседствуют с этнографическими прялками и нарядами, библиотека работает в бывших конюшнях, а черепа доисторических животных соседствуют с чучелами лисиц и волков. Гардеробщица расскажет посетителю, где найти крест, которым благословили Ивана Грозного перед походом на Казань, где трапезничал Петр I и к какому столбу на входе привязать санки, если вы пришли сюда после того, как прокатились по снежной горке от стен кремля на замерзшую реку Вологду.
Вся эта замечательная пестрота может удивить поклонников классических монастырских построек. Но в Вологде она оправдывается тем, что кремль много столетий остается центром города. На одном пятачке сосуществуют верующие, туристы, молодежь и пожилые, совершающие променад по главной набережной, где теснятся торговые лавки, гостиницы, аттракционы. Все дороги в Вологде ведут в кремль.
ВИД ИЗ ПРЯНИЧНОГО ДОМИКА
Посреди кремлевской территории стоит резная избушка небесного цвета – этакий пряничный домик. Именно к нему первым делом бегут дети и свадебные фотографы. Под окнами и на резном крылечке фотографируются туристы, а в жаркий день, когда форточки открыты, внутри сотрудники слышат признания в любви и предложения руки и сердца. Пряничный домик занимают генеральный директор Вологодского музея-заповедника Юлия Евсеева и члены ее команды. Тут тесновато, но мило.
«Это единственное деревянное строение на территории Вологодского кремля, – объясняет нам Юлия Евсеева. – Домик был построен в 1909 году, неоднократно изменялся и поновлялся, в разное время здесь находились разные службы музея. После ремонта сюда была переведена администрация».
Небольшой уютный домик был построен здесь одним из вологодских архиереев. По легенде, строение играло роль архиерейской летней резиденции. «И это прекрасно можно понять, – говорит директор. – Толщина стен сохранившихся на территории каменных строений составляет около полутора метров и более. И до централизованного отопления помещения приходилось подтапливать, потому что здания быстро выстужались. Поэтому этот домик построили для комфорта на месте бывшего пруда, где разводили карасей для архиерейского стола».
Во время нашей прогулки по музею об этом говорили и другие сотрудники, размещенные в кельях без окон без дверей: через толстые стены не только солнце, но даже Интернет не пробивается, зато тепло уходит слишком быстро.
Ансамбль современного Вологодского кремля это здания бывшего архиерейского подворья, переданные в ведение музея в 1923 году. «Со стороны может показаться, что это – единый комплекс, но все объекты – а их около двадцати – разделены, включая Софийский собор и колокольню, которые тоже относятся к этому ансамблю, – говорит Юлия Евсеева. – Ранее те строения, которые мы видим в камне, были деревянными и находились внутри большой вологодской крепости, заложенной по велению Ивана Грозного. Но время сделало свое дело: последние остатки крепости разобрали в 1820-х годах». Готика, барокко, узорочье – в Вологодском кремле есть все.
Не все объекты кремля открыты для посетителей, некоторые законсервированы и недоступны даже для сотрудников. Это касается старейших построек подворья середины XVII века – Экономского и Безымянного корпусов. «Их начали реставрировать, но, к сожалению, в 2008 году финансирование было свернуто, и дальнейшая реставрация не проводилась, – говорит директор. – Ранее там располагались коллекции музея. Мы ведем переговоры с Министерством культуры о программе реставрации кремлей России. И Вологодский кремль, который не сразу получил это гордое название, может войти в эту программу. Документы в министерство мы направили».
Планы заполнения отреставрированных корпусов уже есть: сотрудники музея хотят разместить там открытые фонды редкой рукописной книги, скульптуры и керамики. Иными словами, помещения готовят для самых ценных экспонатов коллекции кремля. А она, без сомнения, впечатляет. Некоторые из раритетов сегодня не выставляются в ожидании подходящего помещения большого объема и соответствующего качества.
Территория кремля невелика, и прогулка по его уличной части много времени не займет. Летом это пространство оживает благодаря перформансам и массовым мероприятиям. Международный театральный фестиваль «Голоса истории» за два десятка лет существования привел в Вологду ведущие театры России и Европы. На фоне старинных стен и арок – в кремле сохраняются для представлений два дворика – без декораций, а зачастую и микрофонов, произносили свои монологи, кажется, все русские монархи, попавшие в драматургию.
КИРПИЧ ГРОЗНОГО И ДРЕЛЬ В СОБОРЕ
Часть Вологодского кремля и сейчас в лесах. Но шум дрели и других строительных работ не особо мешает экскурсоводам и туристам: по сути, активная реставрация и ремонт ведутся в подклети Воскресенского собора. В советское время в соборе многие десятилетия располагалась главная областная художественная галерея. Но в 2016 году собор был передан Русской православной церкви, после чего здесь и началась масштабная реставрация.
Воскресенский собор был построен в стиле барокко в 1772–1776 годах по приказу вологодского архиепископа Иосифа Золотого на месте разобранной юго-восточной башни подворья. На его возведение пошел камень разрушенной башни. В церковных источниках за собором закрепилась слава долгостроя, его не раз переделывали. Воскресенский собор строился как зимний, «теплый» храм близ «холодного» кафедрального Софийского собора. Местный архитектор Златицкий, строивший Воскресенский храм, явно не стремился состязаться в величии и масштабах со стоящим рядом Софийским собором.
К моменту освящения Воскресенского храма Софийский собор украшал Вологду уже около двухсот лет. Он и по сей день остается одним из главных символов города. История постройки вологодской Софии подробно описана историками. Однако туристам больше по душе предания, связанные с собором.
Легенда о том, что Иван Грозный планировал перенести в Вологду столицу государства, но кирпич, упавший на государя на стройке Софийского собора, якобы переменил планы владыки, живуча настолько, что в Вологде ее расскажут гостю и набор открыток в привокзальном киоске, и музейный экскурсовод. С одной лишь разницей: гид объяснит, что это – легенда, и присовокупит, что кирпич мог упасть рядом с царем или, согласно летописи, на большой палец ноги. Наборы открыток и недорогие книги в мягких переплетах настаивают на том, что кирпич упал Грозному на голову.
Куда там упал кирпич и падал ли он вообще – точно неизвестно. Зато многие историки уверены в том, что царь приказал собор разобрать, но вологодские протоиереи то ли из своеволия, то ли в силу принципа «до Москвы далеко, до царя высоко» приказ не исполнили. «Можете себе представить, какое величие внушал вологжанам собор на фоне деревянных строений той эпохи, – говорит Юлия Евсеева. – Возможно, поэтому они и не решились выполнить царский приказ. Но был ли он?»
За свою историю Софийский собор пережил немало ремонтов, в основном по причине серьезных пожаров. Он и внутри «полыхает»: всю западную стену традиционно покрывает фреска «Страшный суд», которая, кстати, считается крупнейшей на этот сюжет в России. Северная и южная стены расписаны евангельскими темами, столпы украшены изображениями мучеников и благоверных князей. Расписывали собор ярославские мастера под руководством Дмитрия Плеханова. Работа началась в июле 1686 года и продолжалась два года.
Из-за постоянных ремонтов и реставраций в Вологде выросли поколения жителей, не бывавших в Софийском соборе. Лишь после визита в Вологду Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2007 году собор хоть и с перерывами, но открывался.
Сопровождающая нас руководитель сектора развития Вологодского музея-заповедника Нина Смелкова, несколько лет назад выигравшая конкурс «Лучший гид России», торжественно распахивает массивную дверь. «Стулья представляете посреди Софийского собора? – улыбается она. – Именно сегодня мы решили провести здесь концерт камерной музыки, и помещение стало залом. Должно быть, это впервые за много-много десятилетий».
Пока вместо посетителей концерта на стульях отдыхают туристы – и отечественные, и иностранные. Отдыхают и несколько сотрудников музея: только что они проводили японскую группу, которая заказала большую экскурсию по Софийскому собору сразу с двумя переводчиками.
«Туристы Вологодского кремля серьезно поменялись за те тридцать с лишним лет, которые я здесь работаю, – рассказывает заведующая экскурсионно-просветительской деятельностью Вологодского музея-заповедника Лариса Гульнева. – Раньше в основном ехали большими группами, сейчас много «одиночек» и самостоятельных туристов. Едут семьями, с друзьями. Люди знают, куда едут, ищут интересное, много читают. Востребованы интерактив, квесты, аудио и видео, исторические костюмы. Само слово «экскурсия» уходит в прошлое, ему на смену пришли программы. Современный гость хочет непременно все потрогать руками, мы даже создали фонд предметов, которые можно давать в руки. И знаете, когда дашь экспонат, ребенок поневоле телефон в карман спрячет. А то беда с этими телефонами».
МАСТЕРА И ГЕРОИ
О коллекции музея-заповедника, выставленной в витринах музейных залов, следует сказать особо. Она насчитывает более 400 единиц хранения, которые собирались с момента открытия первого городского музея в 1885 году. Самые старинные экспонаты, иконы и рукописные книги, относятся к XIV веку. По ним можно проследить, как средневековая Вологда, испытывающая административное и культурное влияние Новгорода, Ростова, Твери и Москвы (до 1492 года вологодские приходы находились под совместным управлением новгородского архиепископа и московского митрополита. – Прим. авт.), постепенно обретает собственное лицо, своих святых, мастеров и школу.
Древнейший памятник вологодского собрания – икона «Богоматерь Умиление», датируемая первой половиной XIV века. Обычно эту икону называют «Богоматерь Умиление Подкубенская», поскольку она происходит из Воскресенской церкви, стоявшей неподалеку от села Кубенское.
Невозможно не заметить и икону «Святая Троица», датируемую концом XIV века. По преданию, она была написана святителем Стефаном Пермским для Троицкой церкви села Вожема Вологодской губернии. Икона известна как «Зырянская», поскольку содержит текст на зырянском (пермском) языке – важная деталь для понимания ранней духовной жизни Русского Севера.
Многие посетители буквально замирают возле большой житийной иконы преподобного Павла Обнорского, своеобразного воплощения вологодского Ильи Муромца. Москвич по рождению, он постригся в Троицком монастыре под наставничеством преподобного Сергия Радонежского и по его примеру пятнадцать лет вел безмолвную отшельническую жизнь. Павел прожил три года в вологодских Комельских лесах, спасаясь от суровых северных зим в дупле старой липы. По преданию, он обладал невероятной физической силой, носил на плечах бревна, выстроил храм, скончался в 112 лет и был причислен к лику святых в 1547 году.
Имеются в вологодском собрании и иконы, написанные известным мастером Дионисием, расписавшим знаменитый собор в селе Ферапонтово, что в сотне километров от Вологды. Здесь же икона, ставшая символом Вологодской епархии: «София Премудрость Слова Божия». Огнеликую Софию, украшавшую вологодский Софийский собор, написали в 1618 году мастера Ждан Дементьев и Василий Новгородец.
Одним из центральных экспонатов коллекции считается большой запрестольный крест, получивший название «Киликиевский» («Киликийский»). По преданию, этот крест попал на Русь из Киликии (Малая Азия), а в XIV веке был принесен в вологодские земли преподобным Димитрием Прилуцким. Впрочем, позднее ученые датировали его первой половиной XVI века. Предполагают, что деревянный крест, обложенный медной золоченой басмой, был передан в дар Спасо-Прилуцкому монастырю Василием III или его сыном Иваном IV. Согласно летописи, этот крест игумен Арсений носил в Москву в 1552 году для моления перед Казанским походом Грозного.
КОЛОКОЛЬНЯ КОРМИТ
Побывать в Вологодском кремле и не взобраться на колокольню – непростительная ошибка. Это самое высокое культовое строение Вологодской епархии. Колокольня, на которой сегодня можно насчитать 22 колокола, неоднократно перестраивалась, пока наконец в XIX веке не приобрела свой нынешний вид и высоту: псевдоготическая «стрела» достигает 78,5 метра. Наверх ведут около 300 ступеней, в музее не скрывают, что экскурсии на колокольню не водят, берегут ноги сотрудников. Но вот-вот будет готов аудиогид, который расскажет о том, что гость видит сверху. «Это наш самый посещаемый объект, колокольня нас кормит», – говорит Нина Смелкова.
А видит турист сверху исторический центр, включая сеть нешироких, но живописных речушек и набережных, церквей и зданий старой постройки. И вологодская крепость, ныне не существующая, вырисовывается вполне, если знать, куда смотреть (см.: «Русский мир.ru» №12 за 2018 год, статья «Восставшая из пепла». – Прим. ред.). В паре сотен метров от кремля различим археологический раскоп, где несколько лет назад нашли первую вологодскую берестяную грамоту.
В этом году колокольня – юбиляр. Точнее, не она сама, а ее куранты, которым исполняется 150 лет. Часы изготовили на частные пожертвования в Москве на фабрике братьев Бутеноп, которые реставрировали куранты Московского Кремля и Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Не так давно сооружение претерпело капитальную реставрацию, в результате которой лестницы стали удобнее и шире, с площадками для отдыха. И главное: теперь можно видеть старый механизм. Технический «спектакль» разворачивается во время боя часов, то есть каждые четверть часа.
Большая удача застать у механизма мастера Валентина Королькова, который обслуживает часы более полувека. Между прочим, он – представитель династии: Корольковы работают часовыми мастерами еще с дореволюционных времен. Валентин поднимается сюда не реже двух раз в месяц, чтобы смазать и проверить механизм. А раз в десять лет часы встают на несколько дней. Горожане знают: Корольков поставил часы на промывку и полировку.
СВОЙ ПОВОРОТ
С воздуха снова ныряем под старинные своды кремля, соединенные переходами разной ширины и высоты. Здесь нужно быть внимательным, иначе, зазевавшись, можно проверить крепость стен собственной головой.
Шагаем мимо выставок доисторических животных и древних людей, масштабной интерактивной экспозиции к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, керамики и народных костюмов.
Встреченные экскурсоводы рассказывают, что чаще всего посетители задают вопросы об утраченной библиотеке Ивана Грозного: мол, может, Либерея хранится в Вологде?
Помимо библиотеки Грозного на экскурсиях нередко заходит речь о том, кто из гостей откуда родом. Ведь под сводами кремля на протяжении столетий хранились документы обо всех, кто рождался и жил под сенью Вологодской епархии. Часть документов перенесена в городской архив, но крупный фонд письменных источников сохранился в музее-заповеднике. В городе до сих пор кремль воспринимают как место, откуда вышли все вологжане. А в Вологде, как рассказали нам в музее, сегодня царит настоящий бум составления родословных. Иногда случаются чудесные открытия. «Во время пандемии помогала знакомой найти предков, – рассказывает Нина Смелкова. – И в результате поисков узнала, что мой собственный предок-священник служил в 1760-х годах в церкви, руины которой видны из моей квартиры».
Под конец пребывания в музее сталкиваемся с группой первокурсниц вологодского колледжа, которые обучаются по специальности «туризм». «Изучаем историю города, но стараемся искать такие повороты, чтобы было интересно показать гостям наш город и наш край», – говорит одна из девушек.
Свой «поворот» и свое место в русской истории Вологда ищет уже не одно столетие. И музей в Вологодском кремле в своем роде отражает эти поиски, привлекая горожан и туристов новыми программами и гостеприимством. Двери для гостей здесь всегда открыты.