Найти тему
Раиля Иксанова

Базар любит копейку

Ленинский рынок г.Челябинск
Ленинский рынок г.Челябинск

*****

— Ты почему не подходишь ко мне, дорогая подружка? — услышала сзади себя знакомый голос. Обернувшись, увидела тётю Галю, которая продаёт поддержанные книги. Это в основном любовные романы зарубежных авторов. Среди них есть и Дарья Донцова, Юлия Шилова и другие. Иногда покупала у неё, чтобы почитать в поезде, когда ехала домой. Но произведения Донцовой не по душе и ни разу не было желания приобрести для чтения. Как говорят: на вкус и цвет товарищей нет.

— Айда, купи у меня книги, улыбаясь беззубым ртом, — просила она, предлагая разные брошюрки. Ради уважения полистала штук пять и отложила.

— Тёть Галя, когда отторгуюсь, тогда подойду ещё. Вдруг кто- нибудь купит раньше меня, — извиняясь, ответила я.

— Ты мне скажи, какие убрать, дешёво продам тебе, вот эти почти новенькие, за тридцать отдам, а эти по двадцать пять рублей за каждую, — продолжала свой торг заинтересованная продавщица.

Волей-неволей приходилось покупать пару книжек у неё. Мне было жалко её ещё и потому, что она жаловалась, что сын беспутный, работать не желает, а кушать подавай.

— Бабуля, я пирожки испекла, вот перекусишь в обед, — произнесла прокуренным голосом и стала протягивать женщина тёте Гале, и тут же спешно попрощалась, торопясь по делам.

— Это моя бывшая сноха, сын жил с ней, сколько лет, а потом разошлись. — Она тут дворником работает, убирает мусор за всеми. Я видела её, но не знала, что с тётей Галей родственницы, пусть и бывшие. По ней было видно, что в своё время любила закладывать за воротник; надета была скромно, но чисто. Сама худенькая, на лицо старовато выглядела, бурная жизнь отложила свой отпечаток, тем более часто смолит сигарету.

— Она выпивает у тебя? — задала я вопрос ей. Знала, что сама тётя Галя противница была зелёного змия. Муж у неё хорошо употреблял и поэтому рано представился, бедненький. А сын по стопам отца пошёл, тоже не отказывается, благо и друзья такие. Даже здесь он нередко подходил к ней и просил копейки, якобы на пирожки или газированную воду. Она не отказывала и говорила, что больше пятидесяти не даёт ему денег. А он больше и не просил. Ему и этого хватало, чтобы сообразить на троих.

Несколько раз замечала, как он со своими дружками располагался под тенью плодовых деревьев. Здесь целая аллея была высокорослых яблонь. Уже в середине лета зеленые дички опадали под натиском сильного ветра и валялись на тротуаре. А дворникам опять работа.

— Тётя Галя у Вас есть внуки? — любопытство не покидало меня, и я стала осыпать её разными вопросами.

— Слава Богу, что Бог не дал им детей, самого- то не может прокормить мой Гришка, нежели кого- то ещё. — Лариска, она молодец, зарабатывает сама на хлеб, да и девчонка у неё от первого брака, её учить и кормить надо, одевать.

Хотя она своего сына хулила, но злобы не было в её голосе и тем более в душе. Она корила его, но и жалела одновременно.

Гришка хромал на одну ногу, и непонятно было мне, что могло случиться с ним. Несмотря на то, что мне было неудобно, не сдержалась и задала вопрос его матери:

— Тётя Галя, а ваш сын - инвалид? Что с его ногой, почему прихрамывает на левую ногу?

Я не знаю, что происходило у неё в душе, а только её лицо всегда оставалось добрым, и глаза смотрели на тебя с нежным взглядом.

— Что могу сказать тебе, добрая душа? Он раньше работал грузчиком, образования нет, времена трудные были после перестройки, а он ещё и в пьянство ударился. Как- то выпил слишком много и уснул прямо на улице. — Не знаю, сколько времени он пролежал на холодной земле, а только ноги обморозил изрядно. Полступни нет у него, обувь приходится носить такую, чтоб незаметно было, да и удобно носить.

— А пенсию получает он по инвалидности? — продолжала пытать её.

— Какая пенсия, сам виноват, хотя хлопотала я, но он сбежал из больницы, не полежал даже два дня , а раз так он поступил, отказали ему в оформлении пенсии. Вот и бомжует, где попало. Но по одежде не сказала бы я. Он ходил опрятно одетый. Борода шла к его лицу. Глаза карие, большие и длинные ресницы. Если его хорошо отмыть и приодеть, как полагается, чем не артист кино. Видно по нему, что красивый малый был.

Хотя, как- то увидев его трезвого и побритого, еле признала. Мужчина — красавец! А напрасно прожигает свою жизнь. Мог жить счастливо и кого- то осчастливить, тем более мужчин по статистике во много раз меньше, чем женщин.

Тётя Галя сама проживала с молодым мужчиной, моложе лет на пятнадцать её. Он был военным в отставке, потому что комиссовали из-за слуха. А книги поставлял на базар тоже он. Звали его Виталий. Мы с ним также хорошо знакомы.

У него был свой сад, где росли яблони и груши. Иногда приносил по ведру, а теть Галя продавала. Виталий был невысокого роста, светловолосый, с усиками, аккуратно подстриженными, голубые глаза всегда улыбались. Хмурым как- то ни разу не доводилось видеть его.

Он сам рассказывал, что у него есть знакомые, которые предлагают ему свою библиотеку, по низким расценкам, сами не желают заниматься куплей - продажей. А он выносит книги сюда или на дому совершает обмен. Ему звонят и просят достать какие- то редкие книги. Я тоже не раз заказывала ему, а он приносил через два - три дня к моему приезду. У него вся квартира была завалена одними книгами, и ему самому трудно разобраться в них. А для того чтобы найти одну книгу, приходится ковыряться в десятках коробках с книгами.

Года полтора назад Виталий поделился со мной новостью:

— Я ведь Гале полуторку купил. У неё случился инсульт, еле выкарабкалась, Слава Богу. Вот недавно только снова стала выходить на рынок.

В последнее время диски для видеоплеера не приносил на базар, наверное, всё распродал или нет уже спроса на них.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ