Найти в Дзене
Иркмотор

Как не стало в СССР 17-й союзной республики. Упавший на Байкале самолет изменил историю целого государства

Оглавление

Сегодня это самая крупная административная территория Китая – Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР). Между тем, в 1940-х активно обсуждалось вхождение его, Восточного Туркестана, в состав Советского Союза. Но происшествие у горы Кабаньей в Бурятии не позволило этому случиться.

20 октября 1949 года войска Китайской народной республики вступили в Урумчи – столицу Восточного Туркестана. И формально независимое до этого государство официально включили в состав Китая. После этого страна приобрела привычные с современной точки зрения географические очертания.

Так выглядит сегодня Китай. Красным выделен Восточный Туркестан, который был присоединен к КНР в 1949 году. А ведь территория могла отойти и к СССР, если бы... Графика TUBS
Так выглядит сегодня Китай. Красным выделен Восточный Туркестан, который был присоединен к КНР в 1949 году. А ведь территория могла отойти и к СССР, если бы... Графика TUBS

…За два месяца до присоединения СУАР к Китаю на территории СССР в районе озера Байкал произошло событие, не случись которое, история отдельных районов Азии, возможно, пошла бы другим путем. Определенную роль в этой истории сыграли и иркутяне. С историческими фактами и документами для этой статьи работал наш коллега Андрей Коршунов.

На склоне горы Кабаньей

25 августа 1949 года недалеко от юго-восточного побережья Байкала потерпел крушение пассажирский Ил-12 с бортовым номером СССР-Л1844. При перелете через озеро самолет не набрал высоту, необходимую для преодоления хребта Хамар-Дабан, и врезался в одну из его сопок – гору Кабанью высотой всего около 1400 метров. Пять человек экипажа и девять пассажиров погибли.

Тот самый Ил-12 с бортовым номером СССР-Л1844 (второй - на заднем плане) на заводе «Знамя труда» в Москве перед выпуском. Через несколько месяцев, 25 августа 1949 года, это воздушное судно потерпит крушение на склоне горы Кабаньей вблизи юго-восточного побережья Байкала.
Тот самый Ил-12 с бортовым номером СССР-Л1844 (второй - на заднем плане) на заводе «Знамя труда» в Москве перед выпуском. Через несколько месяцев, 25 августа 1949 года, это воздушное судно потерпит крушение на склоне горы Кабаньей вблизи юго-восточного побережья Байкала.

На борту самолета летели представители высшего руководства Восточно-Туркестанской республики. В том числе глава правительства республики Ахметджан Касими, министр обороны Исхакбек Монуев, его заместитель генерал Далельхан Сугурбаев, вице-премьер Абдукерим Аббасов.

Очевидцы, которые оказались первыми на месте падения самолета, рассказали, что в окрестностях

было разбросано много драгоценных вещей, золотые предметы

и фрагменты дорогих ковров. Вскоре прибыла рота солдат, которые под руководством компетентных сотрудников прочесали близлежащие горы и уничтожили все, что относилось к трагедии.

Жители деревни Елани рядом с останками самолета Ил-12 на горе Кабаньей. 1984 год. Фото опубликовано бурятским краеведом Батожабом Раднаевым
Жители деревни Елани рядом с останками самолета Ил-12 на горе Кабаньей. 1984 год. Фото опубликовано бурятским краеведом Батожабом Раднаевым
«Военные все, что не смогли вынести, в том числе радиостанцию, навигационную аппаратуру, разбивали вдребезги, сжигали. Все было организовано четко. Руководил операцией полковник из Москвы, явно не простой армейский офицер. Штаб размещался в конторе Еланского колхоза. Старики рассказывали, что он хорошо охранялся, была прямая связь с Москвой. Постоянно прилетал самолет»

- так передает слова очевидцев бурятский краевед Батожаб Раднаев, который досконально исследовал обстоятельства катастрофы.

В официальном заключении комиссии, которая расследовала авиационное происшествие, отмечено, что

упавший самолет и все его системы были исправны.

Борт был новый. Всего два месяца прошло с его выпуска заводом «Знамя труда» в Москве. Общий налет воздушного судна составлял всего 92 часа. Причина аварии установлена не была.

В 2020 году, в год 75-летия Великой Победы, жители Кабанского района на месте той авиакатастрофы (31 км от поселка Кабанска) установили памятник погибшим летчикам - экипажу того Ил-12. Это были наши опытные летчики-фронтовики. Тем и загадочнее причины аварии. Обломки самолета до сих пор лежат на склоне горы. Фото из личного архива участников экспедиции
В 2020 году, в год 75-летия Великой Победы, жители Кабанского района на месте той авиакатастрофы (31 км от поселка Кабанска) установили памятник погибшим летчикам - экипажу того Ил-12. Это были наши опытные летчики-фронтовики. Тем и загадочнее причины аварии. Обломки самолета до сих пор лежат на склоне горы. Фото из личного архива участников экспедиции

Тысячелетнее государство в центре Азии

Восточный Туркестан зажат между Тянь-Шаньской, Гималайской и Алтайской горными системами. Он находится в центре Азии на стыке китайской, мусульманской, индийской и русской культур. Большая часть его территории занята пустынями Гоби и Такла-Макан.

Эта земля исторически заселена уйгурами. Исследователи исчисляют возраст уйгурской государственности тысячелетиями.

Руины города Гаочан, построенного в I веке до н. э., - одна из первых цивилизаций на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Руины города Гаочан, построенного в I веке до н. э., - одна из первых цивилизаций на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района.

В течение веков на территории Восточного Туркестана были созданы уникальные цивилизации. В том числе гаочанская культура в I веке до нашей эры, которая стала одним из главных очагов распространения буддизма в древнем мире, и Уйгурский каганат - одно из первых тюркских государств, которое ведет свою историю с IV века н. э.

Некоторые факты из истории Восточного Туркестана здесь (жми)

Другие названия этих мест - Шестиградие, Семиградие, Малая Бухара, Уйгурия, Яркенд, Кашгария, Джунгария. Все эти топонимы связаны с названиями могущественных государств средневековой Азии, которые существовали на этих землях.

Территории Восточного Туркестана становились важной частью мировых империй - монгольской, тюркской, маньчжурской, китайской. Три основных направления Великого шелкового пути широко разветвлялись в западной его части, но практически сливались в узком проходе между горами и пустынями на территории Восточного Туркестана.

Это выгодное экономическое положение обеспечивало развитие богатейшей культуры. Здесь были созданы шедевры средневековой архитектуры и литературы.

Со второй половины XIX века в Восточном Туркестане стало заметно присутствие России.

Борьба за влияние в Средней Азии между Российской и Британской империями, которая с легкой руки автора детских рассказов Киплинга получила название Большой игры, обусловила присутствие в регионе крупного российского воинского контингента.

Также активно исследовали территорию Восточного Туркестана русские географы. В том числе Обручев, Рерих, Грумм-Гржимайло, Пржевальский.

После революции 1917 года количество русских в Восточном Туркестане резко увеличилось и превысило 100 тысяч человек. В основном

Советский Союз тоже не оставлял регион без внимания, экспортируя коммунистические идеи и укрепляя свое военное и экономическое влияние.

Руководство Восточно-Туркестанской республики, 1945 год
Руководство Восточно-Туркестанской республики, 1945 год

В конце 1930-х - начале 1940-х годов, несмотря на формальную зависимость от китайского правительства, Восточный Туркестан имел собственную валюту, стабильность которой обеспечивал Государственный банк СССР.

О Восточно-Туркестанской республике подробнее здесь (жми)

Многие официальные лица Восточного Туркестана на фотографиях того времени изображены в форме, схожей с экипировкой Красной армии. Один из самых известных руководителей Восточного Туркестана этого периода губернатор Шен Шицай являлся членом ВКП(б) и имел партбилет. Хотя номинально он все же считался представителем китайского правительства в регионе.

Исхакбек Монуев - министр обороны Восточного Туркестана (слева), погибший в авиакатастрофе в 1949 году. Справа - Сайфуддин Азизов, ставший главой ВТР после гибели Ахметджана Касини, был более лоялен к идее объединения с Китаем
Исхакбек Монуев - министр обороны Восточного Туркестана (слева), погибший в авиакатастрофе в 1949 году. Справа - Сайфуддин Азизов, ставший главой ВТР после гибели Ахметджана Касини, был более лоялен к идее объединения с Китаем

Советский Союз активно участвовал и в добыче полезных ископаемых. В частности, предприятия треста №5 Министерства цветной металлургии СССР добывали в Восточном Туркестане урановую руду, которую на баржах сплавляли вниз по Иртышу и обогащали уже на советских фабриках.

Также СССР продавал уйгурам оружие и обучал военные отряды.

Награды Восточно-Туркестанской республики. Фото sammler.ru
Награды Восточно-Туркестанской республики. Фото sammler.ru

Активно обсуждалось вхождение Восточного Туркестана

в состав СССР в качестве 17-й союзной республики

(в тот период в составе страны уже была 16-я, Карело-Финская, республика). Но идея не была поддержана высшим руководством Советского Союза.

В 1944 году при активном содействии СССР было создано первое в современной истории независимое уйгурское государство - Восточно-Туркестанская республика (ВТР).

Несмотря на древнюю историю, новое государство

не смогло закрепиться на политической арене.

В первые годы после окончания Второй мировой войны карта активно перекраивалась во всех уголках земли. Многие колониальные страны получили независимость, а некоторые государства, наоборот, присоединились к более сильным соседям. Влияние могущественных держав определило и развитие Восточного Туркестана.

Глава правительства ВТР Ахметджан Касими/Касымов (второй слева) в Нанкине 24 ноября 1946 года
Глава правительства ВТР Ахметджан Касими/Касымов (второй слева) в Нанкине 24 ноября 1946 года

В 1949 году в Китае стала подходить к концу гражданская война, которая длилась более двух десятилетий. К лету 1949 года основные части гоминьдановской армии капитулировали, и в стране были созданы основные предпосылки к провозглашению Китайской Народной Республики и началу восстановительных процессов.

Пришедшие к власти коммунисты

не признали независимость Восточного Туркестана.

Было решено, что окончательный статус региона будет определен в рамках заседания Народного политического консультативного совета Китая.

Самолет Ил-12, предоставленный Аэрофлотом, с руководством Восточного Туркестана на борту вылетел из столицы государства Урумчи 24 августа 1949 года. Он должен был пролететь через Алма-Ату, Красноярск, Иркутск и Читу и доставить делегацию в Пекин.

Ахметджан Касими, глава правительства ВТР, с семьей 22 августа 1949 года - за два дня до вылета на заседание в Пекин и за три для до своей гибели
Ахметджан Касими, глава правительства ВТР, с семьей 22 августа 1949 года - за два дня до вылета на заседание в Пекин и за три для до своей гибели

Председатель правительства республики Ахметджан Касими и его окружение были сторонниками независимости Восточного Туркестана. Исследователи истории уйгуров предполагают, что

у Касими были весомые аргументы в защиту своей позиции.

Эти аргументы он и собирался предъявить на заседании совета.

Более долгий окружной маршрут через территорию СССР должен был обеспечить безопасность участников делегации, поскольку в некоторых районах Китая еще продолжали оказывать сопротивление отдельные военные формирования Гоминьдана.

По другой версии, во время остановок в Алма-Ате, Красноярске или Иркутске Касими мог иметь встречи и консультации с советскими товарищами, чтобы выработать совместную позицию.

Были или не были эти встречи, имели ли они результат – история умалчивает. Но самолет с восточно-туркестанской делегацией на борту даже

при беспрецедентных мерах безопасности не долетел до цели

и разбился в районе Байкала при загадочных обстоятельствах.

Иркутские диспетчеры были последними, кто выходил на связь с бортом. Сайт www.airdisaster.ru («Авиационные происшествия») так описывает последний сеанс связи:

«В 04.45 самолет пролетел Иркутск: В 05.12 с борта вызвали а/п Иркутск без сообщения о срочности или бедствии, но так как в это время была связь с другим самолетом, экипажу было предложено подождать со связью одну минуту. В последующем, с 05.15, на вызовы экипаж не отвечал и связи с другими аэропортами не имел».

После гибели Ахметджана Касини пост главы правительства Восточного Туркестана Сайфутдин Азизи (Азизов), который

был более лоялен к идее объединения с Китаем.

Через неделю после катастрофы он вылетел тем же маршрутом в Пекин, принял участие в заседании Народного политического консультативного совета Китая и согласился с предложениями об утрате Восточным Туркестаном независимости и включении его в состав Китая на правах автономного района.

Позже, в декабре 1949 года, Азизи в составе делегации во главе с Мао Цзэдуном отправится в Москву для подписания всеобъемлющего советско-китайского Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи.

В своих воспоминаниях Азизи приводит свидетельства о гибели самолета Ил-12, которые противоречат официальной информации. По словам Азизи, на своем пути в Пекин он сделал остановку в Иркутске, где ему рассказали, что злополучный борт провел в Иркутске три дня в ожидании летной погоды над Байкалом. Чем в это время занимались и с кем встречались погибшие члены делегации, Азизи неизвестно.

Существуют конспирологические версии, в соответствии с которыми Касими и его окружение не вылетали из Иркутска, а были здесь арестованы.

А их гибель в авиакатастрофе на горе Кабаньей была инсценирована.

Мао Цзэдун в Москве на торжествах по случаю 70-летия Сталина. 21 декабря 1949 года
Мао Цзэдун в Москве на торжествах по случаю 70-летия Сталина. 21 декабря 1949 года

Так или иначе, но фактом остается то, что Восточный Туркестан был одним из последних мест, где до последнего сохранялась власть Гоминьдана и Чан Кайши, которому активно помогали США и их союзники.

В СССР не без оснований опасались,

что в случае сохранения государства Восточный Туркестан на его территории смогут закрепиться остатки проамериканского гоминьдановского режима. К этому были весомые предпосылки, поскольку некоторые крупные воинские соединения, подчиненные правительству во главе с Чан Кайши, выдавливаемые народно-освободительной армией Китая с основной территории страны, отступали и закреплялись в Восточном Туркестане.

Там же находилась значительная и влиятельная диаспора русских белоэмигрантов, оппозиционная Советскому Союзу.

Поэтому, несмотря на существенные экономические потери, связанные с утратой контроля над природными ресурсами этого региона, СССР не настаивал на его независимости и способствовал включению Восточного Туркестана в состав КНР в качестве Синьцзян-Уйгурского автономного района.

1 октября 1949 года в Пекине была провозглашена Китайская народная республика. Уже на следующий день Советский Союз первым признал новое государство.

В течение последующих трех недель части народно-освободительной армии Китая

были оперативно переброшены советскими самолетами через Гоби

на территорию Восточного Туркестана и 20 октября вошли в столицу региона Урумчи. Восточный Туркестан был официально включен в состав КНР.

После этого остатки проамериканского гоминьдановского правительства Китая остались только на Тайване, что было гораздо более приемлемо для СССР. Таким образом, пожертвовав одной фигурой (выражаясь шахматной терминологией),

Советский Союз выиграл стратегическое преимущество.

Форпост западного капиталистического лагеря из центра Азии и от своих южных границ был отодвинут на восточную периферию Китая. Одним из ходов в этой глобальной «шахматной» партии, возможно, и была авиакатастрофа на Байкале...

Памятник экипажу Ил-12, разбившегося у горы Кабаньей в августе 1949 года, который в прошлом году установили жители Кабанского района Бурятии
Памятник экипажу Ил-12, разбившегося у горы Кабаньей в августе 1949 года, который в прошлом году установили жители Кабанского района Бурятии

Использованы фото из открытых источников.

Вот такая история... Друзья, если вы дочитали и понравилось, ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ. Этим вы поддержите наш канал и не пропустите новые публикации

А еще вас могут заинтересовать эти наши публикации (жми на заголовок):

-14
-15