К своим 22 годам мне удалось погрузиться в сектантскую среду несколько раз. Не в качестве адепта, скорее я была сторонним наблюдателем.
Первый раз я узнала, что такое секта, в 15 лет. Это была религиозная организация, которая размещалась в каком-то диком подвале — гараже, далеко от центра города, рядом с магазинами, парковками, пиццериями и проезжей частью, в общем, вокруг церкви царила капитальная суета. Хотя здание и было огорожено забором.
Так вот. В этом подвале собирались счастливые семейные люди, с большим потомством и широкими улыбками на лицах. Эти люди (в частности, я общалась с местными руководителями) казались очень добрыми, эмпатичными, отзывчивыми.
В этой организации я почувствовала так сказать "райскую" атмосферу. И вот почему. Первое — не буду повторять второй раз какими приветливыми были люди. Хорошее отношение часто подкупает. Второе — атмосфера творчества, детства, такого лагерного-подросткового, с танцами, живой музыкой, замечательной акустикой, "басами". Ребята! Там находились крутая ударная установка, гитары, микрофоны, балдеж!!! В моем понимании такой симбиоз любовь+музыка+танцы+дети+праздник — это настоящее чудо, отдаляться от которого нет смысла, остается только радоваться, что судьба занесла тебя в этот средоточие всеобщей любви всего ко всему. Если бы не НО, оттолкнувшее меня, которое совокупно представляет собой признаки, присущие секте.
Итак, если почитать о секте в моей любимой Википедии, выясняется, что секта - это группа людей, объединенных философской/политической/религиозной/прочей идеей, противостоящая основному направлению мысли, группа, скрепленная традицией. Вот ее признаки.
Именно эта специфичность меня отпугнула. Единообразное представление (идея) в данном случае о Боге, преклонение некой недоказуемой истине, создание и использование всякой символики по типу детского лагеря (название отряда, эмблема, девиз, танец отряда, песня отряда и все такое и прочее). То есть взрослые люди собрались вместе, представили себя маленькими мальчиками-зайчиками, стали проводить "обряды с бубном", и всё это наделили многозначительным весомым смыслом.
Второй раз я столкнулась с сектой в 19 лет. Я попала на мероприятие —хоровой концерт классической музыки, где выступали артисты из-за рубежа (тоже, кстати, сектанты). Что сказать, музыка была чудесной, но все остальное опять же вызвало отвращение.
В заброшенном здании бывшего завода "откапиталили", отремонтировали и обустроили большой красивый зал, поставили огромный крест, сцену — и вот, пожалуйста, новая церковь на окраине города. Та же схема, что и в предыдущей секте — ставка на любовь к творчеству, выступлениям, мероприятиям, концертам, танцам. Плюс к этому, стены бывшего завода были украшены картинами - просто мечта, а не помещение, зачем вообще уходить из хаба высокой концентрации искусства и культуры?, - спрашивала я себя.
И вновь старое НО. Улыбка в 39 зубов, неадекватное счастье на лицах, приветливость и доброжелательность. Люди, вы вообще живые?
Кстати, забыла сказать о самом важном действе каждой секты —выступление пастора с мотивирующей, вдохновляющей, пламенной речью, с местными шутками, которые понимают только адепты, местными лексическими "изысками". В общем, я так понимаю, если часть пришла в эту церковь из-за сложного тернистого жизненного пути, сломленности духовной и физической (это я про "вещества"), то другая часть, цветущая молодежь примкнула к организации, чтобы тусоваться. Ну или любить Бога и тусоваться. Жить в привычном обществе, по типу школы, универа. Когда ты взрослый, куда еще направиться, чтоб не потеряться?
Еще меня поразило вот что — на всю символику, о которой я сказала выше, выделяются приличные деньги. Постоянные фотосессии, профSMM церкви, распространение сувениров (как сейчас, стоит перед глазами образ подставки для кружки "Я ❤ Бога", выложенной одной знакомой в Инстаграме). Вообще, наивысшая духовная любовь, любовь к Богу, представленная в соц. сети — самая настоящая перверсия для меня - как еще назвать воспевание личного через мерч.
Так получилось, что всё в этой жизни наш мозг стремится сравнивать, а потом находить параллели. Сходство, которое я обнаружила, мне не понравилось. Но все-таки я его признала.
Я сравнила сектантские формирования с коллективами, которые окружают нас в жизни, с которыми мы сталкиваемся или в которых существуем и участвуем. Так же, как секта похожа на детский лагерь, лагерь похож на секту. Компания молодых людей, университетские объединения, некоторые кружки по интересам — все это тоже зиждется на взаимном подстраивании под лидера или под общину-общество, на единых правилах, стандартах, на единой философии. А так же на пренебрежении личным перед коллективным.
Всюду в жизни мы взаимодействуем с сектами. Принимаем их и к ним стремимся. Концерты новомодных исполнителей — что, если не сектантство, единение с толпой на базе общих ценностей, вкусов, пристрастий. Хотя порой и пристрастий как таковых у человека нет, ему необходима тусовка, вот он и слушает, что слушают все (группа, в которой он живет). Факультетские институты кураторов — сообщество наэмблемленных студентов. Куратор — это кто? Если перевести слово, это надзиратель, контролер. А школа кураторов - прохождение учения, которое всегда обязательно присутствует в секте. Само явление вузовского кураторства — это западное веяние, оно пришло оттуда же, откуда и саентологи с баптистами. Сюда же отнесу факультетские мероприятия, приуроченные к праздникам. Единая традиция, план действий, атрибутика, и как итог — все счастливы. Сектантская схема.
Да, согласна, свою жизнь надо наполнять смыслом, да, надо находить соратников и союзников, чтобы выжить в обществе. Но при этом каким уязвимым можно стать, когда твой мозг и твоя душа больше не принадлежат тебе. Они принадлежат сообществу, коллективу, коллективному разуму. В этом есть счастье, но в этом же есть и слабость. Я понимаю, что секта или любое общественное формирование — это шанс для человека стать счастливым. Купаться в добре и любви, создавать смыслы в простых вещах, как например, никогда не понимала всеобщей любви к пленочным фотографиям, принятой в молодежных кругах.
Да, мы неизбежно должны существовать в коллективах, общаться, принимать людей и к ним тянуться. Но заметим ли мы, как переступается грань, когда общество начнет диктовать свои условия, абсолютно противоречащие собственным личным принципам?
Мы вообще контролируем наши интересы и предпочтения? А вдруг, если присмотреться внимательнее, окажется, что мы просто неосознанно и неуклонно следуем за сообществами, в которых живем. Нравится ли нам настоящим эта одежда, эти слова и выражения, эти друзья, этот университет и факультет? Может это был не наш выбор? Может нас просто волной толпы занесло на этот берег. А если на секунду остановиться и задаться вопросом, не нахожусь ли я под влиянием кого-то или чего-то? Если отбросить это влияние, то чего на самом деле хочу Я?
Получается, что секта, в широком смысле — это и хорошо, и плохо. В течение жизни секта может нас поднять на вершину и в то же время растоптать то искреннее и настоящее, что было заложено при рождении.
Это просто мысли вслух. Точнее на письме. Но может быть кто-то задумается...