Найти в Дзене

Развитие концепции «более электрического самолета» – это будущее авиации Максим Кузюк, гендиректор «Технодинамики»

Облик "полностью электрического самолета" Предъявление высоких требований к самолетам следующего поколения, с точки зрения стоимости эксплуатации, экологичности и топливной эффективности, ставит перед авиационными специалистами целый ряд проблем, которые требуют поиска принципиально новых подходов к построению энергетической системы самолета. Как известно, в настоящее время на самолетах используются три вторичные энергетические системы: система электроснабжения, гидравлическая система, пневматическая система. Такое построение бортовой системы энергоснабжения для перспективных ЛА не является оптимальным, требует существенных затрат на его эксплуатацию и вызывает значительные трудности при интеграции бортового оборудования. Одним из наиболее перспективных направлений создания конкурентоспособного отечественного самолета является переход к концепции самолета с полностью электрифицированным оборудованием (условное устоявшееся наименование – "полностью электрический самолет" или ПЭС). Под

Облик "полностью электрического самолета" Предъявление высоких требований к самолетам следующего поколения, с точки зрения стоимости эксплуатации, экологичности и топливной эффективности, ставит перед авиационными специалистами целый ряд проблем, которые требуют поиска принципиально новых подходов к построению энергетической системы самолета. Как известно, в настоящее время на самолетах используются три вторичные энергетические системы: система электроснабжения, гидравлическая система, пневматическая система.

Такое построение бортовой системы энергоснабжения для перспективных ЛА не является оптимальным, требует существенных затрат на его эксплуатацию и вызывает значительные трудности при интеграции бортового оборудования. Одним из наиболее перспективных направлений создания конкурентоспособного отечественного самолета является переход к концепции самолета с полностью электрифицированным оборудованием (условное устоявшееся наименование – "полностью электрический самолет" или ПЭС).

Под "полностью электрическим самолетом" понимается самолет с единой централизованной системой электроснабжения, обеспечивающей все энергетические потребности самолета.

На ПЭС электрическая энергия будет применяться для питания наиболее энергоемких систем, которые традиционно использовали для своего функционирования гидравлическую и пневматическую энергию. К таким системам, прежде всего, относятся: • система управления аэродинамическими поверхностями и взлетно-посадочными устройствами самолета; • система кондиционирования воздуха; • противообледенительная система самолета; • система запуска авиадвигателя.

Реализация концепции ПЭС позволит исключить (минимизировать) централизованную гидросистему самолета и ликвидировать пневмосистему с отбором воздуха от авиадвигателя. На рис.1 представлены основные системы "полностью электрического самолета".

Возможность и целесообразность создания самолетов с полностью электрифицированным оборудованием в настоящее время обусловлены:

• развитием силовой электроники и разработкой на их базе мощных полупроводниковых преобразовательных устройств и бесконтактной твердотельной коммутационной и защитной аппаратуры;

• разработкой новых магнитных материалов и созданием на их основе мощных источников электрической энергии и двигателей электромеханических приводов систем управления полетом, не уступающим по своим основным характеристикам гидро- и пневмоприводам;

• значительными успехами в области микроэлектроники и микропроцессорной техники, открывшими реальные перспективы внедрения цифровых систем управления электро-энергетическим комплексом.

Развитие концепции ПЭС.

Исследования по разработке концепции "полностью электрического самолета" (All electric aircraft) начались в конце 1970-х годов. За рубежом стремление к созданию самолета с полностью электрифицированным оборудованием появилось в результате исследований по программе энергетически эффективного самолета. Эта программа наряду с усовершенствованиями аэродинамики, силовой установки и конструкции рассматривала возможности повышения летно-технических характеристик самолета путем ликвидации отбора воздуха от авиадвигателя, применения электродистанционных систем управления полетом.

В нашей стране также проводились серьезные исследования, связанные с разработкой "полностью электрического самолета". В этих работах принимали участие ведущие научно-исследовательские и учебные институты, самолетостроительные и агрегатные конструкторские бюро. Следует выделить обширную научно-исследовательскую работу, выполненную рядом организаций авиационной промышленности по определению весовых характеристик бортового оборудования тяжелого транспортного и легкого маневренного полностью электрифицированных самолетов. Исследования показали, что наибольший эффект от повышения уровня электрификации следует ожидать на крупных пассажирских и транспортных самолетах. По некоторым оценкам, реализация концепции ПЭС применительно к тяжелому транспортному самолету позволит получить:

• снижение потребления топлива – 8-12%;

• снижение полной взлетной массы – 6-10%;

• снижение прямых эксплуатационных расходов – 5-10%;

• снижение стоимости жизненного цикла – 3-5%;

• увеличение среднего налета на отказ – 5-6%;

• снижение времени технического обслуживания – 4-4,5%.

Результатами этих работ явились разработки самолетов с повышенным уровнем электрификации:

  • пассажирские самолеты А-380
-2

  • Boeing 787
-3

  • многоцелевой истребитель F-35
-4

  • БПЛА "Барракуда".

На данных летательных аппаратах реализованы многие положения концепции ПЭС.