Найти тему
Шпионские страсти

Самостийники в Чехословакии

После разгрома петлюровской армии и бегства правительства Украинской Народной Республики за кордон, многие бывшие петлюровцы осели в Чехословакии, что представляло определенные неудобства чехословацкой контрразведке, а с конца 20-х годов и правительству государства чехов и словаков.

Поначалу для эмигрантов с Украины все шло хорошо.

В августе 1920 году они, с негласного согласия Чехословацкого правительства, провели в Праге 1-й съезд Украинской военной организации (УВО). Руководителем организации – Комендантом «Начальной комиссии» - был избран бывший полковник армии Австро-Венгрии Евген Коновалец.

Пока акции УВО шли против Советской Украины и СССР, чехословацкое правительство не обращало особого внимания на деятельность УВО, хотя чешская контрразведка и отслеживала эти процессы.

В январе-феврале 1929 года в Вене состоялся 1-й конгресс украинских националистов. На нем «Украинская военная организация», «Легия» и «Союз украинской национальной молодежи» объединились в Организацию украинских националистов (ОУН). При этом все три организации сохраняли свою внутреннюю структуру. Объединение преследовало цель создать политическую структуру (ею стала ОУН), которая бы представляла на международной арене всех украинских националистов.

При этом УВО уходила в глубокое подполье, а ОУН преподносила себя, как мирную политическую структуру, не имеющую ничего общего с диверсиями и терактами.

И это при том, что Евген Коновалец, избранный главой ОУН оставался и главой УВО. Единственно, что ему часто приходилось бывать в Женеве, где расположился штаб ОУН.

С созданием ОУН у правительства Чехословакии начались проблемы.

Помимо борьбы против СССР и советской Украины, УВО начало борьбу с польскими должностными лицами в Западной Украине, широко применяя убийства и диверсии.

Деятельность ОУН и УВО с территории Чехословакии вели к обострению отношений с дружественной в тот момент чехам Польшей.

Несколько раз власти Чехословакии предупреждали оуновцев о недопустимости нахождения на территории Чехословакии боевиков УВО. Эти предупреждения пропускались мимо ушей. Должные выводы руководством ОУН и УВО не делались.

И в результате этого, в 1934 терпение властей Чехословакии лопнуло.

В Варшаве член ОУН Григорий Мацейко (позывной «Гонта») убил министра иностранных дел Польши Бронислава Перацкого, после чего скрылся на территории Чехословакии.

Власти дали приказ и контрразведка Чехословакии в один день провела акцию по ликвидации конспиративных квартир и явок УВО и ОУН и изъятию всех архивов этих организаций. Эти архивы были переданы польским спецслужбам.

Оуновцам и боевикам УВО пришлось покинуть территорию Чехословакии.

(Источник: Ландер)