Мужская беременность, мужские роды… Что только не придумает современное общество в борьбе за гендерное равенство. Но, оказывается, образ беременного мужчины существовал и в средневековой литературе. Так, в рыцарском романе «Окассен и Николетта» король корчится в родовых муках, а королева в это время ведет войска в битву. Обряд, где мужчина изображал роженицу, существовал и в настоящей жизни. Название обряда – Кувада.
Кувада в переводе с французского «couvade» означает «высиживание яиц». В результате этого обряда мужчина ложился в постель и имитировал боль, которая испытывала при родах женщина. После рождения ребенка мужчина получал поздравления от родственников в честь благополучного исхода родов. Кувада была распространена во многих странах мира.
Этот обычай существовал еще до нашей эры. Так, например, его описывали древнегреческие историки: Диодор Сицилийский — на Корсике, Страбон — у кельтов и басков Испании. Мужчина лежал в постели с младенцем, получал поздравления от соседей, в то время как его родившая жена выполняла домашнюю работу и лишь время от времени подходила покормить ребёнка. Подобный обряд существовал у фракийских и скифских племен. Аполлоний Родосский так писал о куваде у тибаренов – древнем народе, жившем на юго-восточном побережье Чёрного моря:
«Когда жёны рожают детей своим мужьям, те ложатся в постель, кричат и хватаются за голову, а женщины балуют их вкусными блюдами и потчуют кушаньями, положенными для рожениц».
Обычай кувады пережил Средние века и дошел до Нового времени. Бретон (первый миссионер на Гваделупе в 1635—1656 годах) писал об индейцах Карибских островов:
«У них существует довольно забавная церемония. После родов женщина тут же поднимается и принимается за работу. Муж тем временем располагается в гамаке, поглаживает живот и жалуется на сильную боль».
Некое подобие кувады существовало и в Средневековой Франции, в провинции Беарни, где было принято рядом с рожавшей женщиной класть одежду мужа и таким образом передать ему часть боли, вызванной родами. Роженица в свою очередь надевала одежду мужа.
Кувада существовала и в Российской Империи вплоть до начала XX века. Ее также называли «робячьи муки». Причем страдания мужа в некоторых губерниях могли быть вполне натуральными: для этого использовали нитку, один конец которой давали жене, другой привязывали к органу мужчины; и во время родовых схваток ей полагалось дёргать за свой конец нити.
Но чаще всего мужчины лишь имитировали боль, чем испытывали реальные физические страдания. Так в Вологодской губернии мужьям во время родов жен рекомендовалось раздеться и стоять в сенях. Во Владимирской губернии мужчины снимали сапоги и развязывали узлы на своей одежде и одежде жены для того, чтобы облегчить страдания роженицы при родах.
Конечно, существовала вера простых людей в помощь сверхъестественных сил. Так, в Верхокамье при помощи специальных заговоров и чар на мужчин якобы насылались родовые муки. Роженица всю беременность носила специальный пояс, который в момент окончания беременности завязывала мужу с молитвой. Особенно так делали, если женщина была физически слаба и могла погибнуть при родах. Таким образом, муж как бы брал на себя страдания жены. После того, как на мужа надели пояс, он начинал корчиться от болей, имитируя муки при родах.
Теперь разберемся, чего люди хотели добиться, совершая странный обряд. На этот счет существует два мнения. По одной версии, таким образом отец заявлял права на новорожденного ребенка. Другая версия объясняет необычные действия мужа желанием защитить жену и новорожденного от злых духов. Отец, в отличие от роженицы, чистый в ритуальном смысле и более сильный, как бы занимал её место и охранял ребёнка и дом от нашествия злых сил.
(с) Рыжая Молли
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!